амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Проблема борьбы внутри национальной музыкальной культуры

Применительно к старой России тоже всем ясно, что были две России: царская и народная. Все понимают, что если царизм и его местные приспешники неизменно подавляли культурное развитие национальных окраин, то прогрессивная русская демократическая и особенно революционная мысль всегда стремилась содействовать этому развитию. Общепризнано, что существовала острая идейная борьба в области русской музыкальной культуры. Но была ли подобная дифференциация в Грузии? в Армении? в Азербайджане? Если музыковеды и заговаривают о ней, то лишь отвлеченно, вне конкретизации. Конечно, в практике предшествующих лет историками здесь было допущено немало перегибов. Однако недопустимо из-за этого вовсе отказываться от разрешения важнейшей проблемы.

Позволительно начать хотя бы с Навваба. Его упоминают едва ли не во всех азербайджанских музыковедческих трудах. Он написал теоретический трактат о ладах азербайджанской музыки. Но был ли он прогрессивный или реакционный мыслитель? С каких позиций он писал свой трактат? Все это надо исследовать и разъяснить. А до того, как станут ясными идейные и эстетические установки Навваба, существует ли право просто оперировать его именем?

Чтобы посмотреть  отличный сериал в интернете достаточно зайти на хороший сайт.  Современный интересный сериал Тайны Смолвиля понравится всем любителям супермена и других героев.

Другой пример – Александр Орбелиани. В истории Грузии и грузинской литературы давно принято его считать реакционным мыслителем. Однако музыковеды все еще склонны помещать его в некоем общем контексте борцов за национальную музыкальную культуру, притом рядом с Ильей Чавчавадзе, Акакием Церетели и другими тергдалеулни, потому что ему принадлежала одна из первых статей о народной музыке. Но в ней он восхвалял далекое прошлое, когда крестьяне (по его словам) «благоденствовали» под «нежным попечением» помещиков, и призывал вернуться к старым церковным песнопениям, якобы приносившим «божественное наслаждение» и «мирный покой». Это, понятно, не означает, будто мы не должны ценить то положительное, что имелось в статье, именно – полезные музыкально-этнографические описания: ведь мы ценим Петра Киреевского и других славянофилов за собранные ими русские народные песни, но из-за этого не выставляем их в качестве прогрессивных деятелей. По той же причине странно мне было встречать в музыковедческих исследованиях восхищенную характеристику кутаисского епископа Гавриила. Так все деятели прошлого смогут оказаться «передовыми»!

Теперь я уже могу перейти к тому, что вызывает самые острые споры и толки. Позволю себе высказаться со всей надлежащей прямотой.

В культуре Закавказья специфической формой проявления феодально-крепостнической, а затем и дворянско-буржуазной идеологии был воинствующий клерикализм, то есть стремление духовенства возглавить национальное движение. Это нашло свое проявление и во всей культуре. Но если в Азербайджане церковники занимали, как всегда, в отношении музыкального искусства непримиримую позицию, то армянские и грузинские церковники старались захватить национальную музыку в свои руки, чтобы использовать ее в антинародных целях.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама