Программные сюиты и поэмы послевоенных лет

Из программных сюит и поэм назовем сюиту «Солдатские песни» Л. Книппера; в ней вновь проявилась тесная связь композитора с Советской Армией, ее повседневным бытом. Сюита «Закарпатские эскизы» украинца В. Гомоляки рисует прошлое и настоящее Закарпатской Украины. Ее первая часть – воспоминания о прошлом; вторая – «Лесосплав»; третья – «Заря над Карпатами»; четвертая – «Народный праздник». Гомоляка передал своей музыкой дыхание новой свободной жизни Советского Закарпатья, нарисовал картины дружного коллективного труда. Джевдет Гаджиев (Азербайджан) написал симфоническую поэму «За мир». Вели Мухатов выступил с симфонической поэмой «Моя Родина»; это примечательный образец недавно возникшего туркменского симфонизма.

Начиная с 1948 года, усиливается тяготение композиторов-симфонистов к народной песенности. В этом также сказались демократические тенденции, активно поддерживаемые партией и народом. Не могло не радовать то, что многие молодые композиторы обращались к народным мелодиям, смело, творчески используя их в своей музыке. Русские народные напевы по-разному претворили Г. Галынин, Р. Щедрин, Л. Пригожин. От величавых звучаний «Эпической поэмы» Г. Галынина до лихой, «забористой» частушки в финале фортепианного концерта Р. Щедрина – таков размах этого претворения. Интересные, талантливые попытки композиторской молодежи ярче выявить в музыке русский национальный характер заслуживают всяческой поддержки.

Как и раньше, русские композиторы нередко вдохновлялись фольклором народов Советского Союза. Особое внимание привлекала народная музыка Молдавии, еще очень мало использованная в симфоническом творчестве. Молдавские песни и танцы – хорошая основа для создания увлекательно красочных, богатых контрастами оркестровых пьес. Советские слушатели по достоинству оценили «Молдавскую сюиту» Н. Пейко (род. в 1916 году). Ее автор – музыкант высокой культуры, ученик Мясковского. Он накопил большой опыт творческой работы с фольклорным материалом. В своих произведениях Пейко разрабатывал народную музыку Башкирии (опера «Айхылу»), Татарии, Якутии, Кабарды. Он уверенно владеет приемами симфонического развития, средствами современного оркестра. В «Молдавской сюите» сказалось зрелое мастерство композитора (отметим блестящую оркестровку). Красочные молдавские рапсодии (для оркестра и для скрипки с оркестром) написал М. Вайнберг (род. в 1919 году). Ему же принадлежит симфониетта на еврейские темы. Обращение к фольклору помогло Вайнбергу преодолеть модернистские влияния, сказавшиеся в ранних его работах.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189