Произведение А. Бабаджаняна

Произведение А. Бабаджаняна связано с мыслью о смерти. Но в нем нет места унынию, душевному упадку. Это исповедь сильного духом человека. Высокое этическое начало вносит в музыку возвышенность, внутреннюю гармоничность. Особенно примечательно в этом отношении Andante. Его музыка говорит о том, что вечно будут жить любовь, красота, искусство. Они нетленны. Прекрасное не может погибнуть, и счастлив тот, кто несет в душе своей веру в его бессмертие.

Тихо плывут величавые гармонии фортепиано. Скрипка в высоком регистре ведет мелодию – как родник чистую, кристально прозрачную.

Но нельзя складывать оружия! Что бы ни случилось, надо действовать, бороться, жить!

Финал трио – это уже не родниковый ручей, а бурный водоворот. Поразительна энергия активных, отчасти танцевальных ритмов, которые пронизывают всю часть. С какой-то упрямой настойчивостью, наперекор всему автор утверждает дерзкую волю к жизни. И хотя главная кульминация на лейттеме трагична, мы до самого конца произведения ощущаем огромную внутреннюю силу.

А. Бабаджанян умело и тонко решил сложную проблему синтеза национальных традиций с традициями русской музыкальной классики. Черты армянской национальной школы проступают в трио очень отчетливо. Мы их ощущаем и в скорбных оборотах лейтмотива, и в выразительных интонациях певучих тем первой и второй частей, и в своеобразном ритмическом строении финала. Вместе с тем широкий разлив лирического мелоса, особенности фортепианной фактуры отмечены рахманиновским влиянием. От Рахманинова унаследована душевная открытость, «пафос взволнованного сердца». Трио – произведение национально самобытное и общечеловеческое по содержанию и своему складу.

Молодой композитор проявил хорошее владение формой, гармоническими средствами. Пианист-профессионал (Бабаджанян был учеником К. Игумнова), он умеет писать не только для фортепиано, но и для струнных инструментов. Особенно богат тембровыми красками финал, где местами достигнута почти оркестровая насыщенность звучания. Укажем хотя бы на эпизоды, когда тема проходит в высоком, очень звонком регистре фортепиано, а скрипка и виолончель сопровождают ее резкими, отрывистыми аккордами. Тембровая и эмоциональная экспрессивность кульминации – результат искусного применения скрипки и виолончели, которые ведут тему, изложенную гармонически (причем виолончель первоначально играет верхний голос).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189