Произведения, возникшие из народно-песенных источников

Атмосфера праздничного подъема и воспоминания о былых походах переданы в симфонической «Песне ликования» А. Веприка. Она образует вторую часть симфонического цикла; его первой частью является «Траурная песня». Контрастное сопоставление этих двух пьес выражает идею перехода от мрака к свету. «Песня ликования» построена на соединении еврейских танцевальных интонаций и ритмов с широкими, певучими мелодиями украинского характера. В одном из эпизодов композитор разрабатывает тему сочиненной им ранее «Песни о Котовском». Веприк был большим знатоком оркестра (им написаны научные работы по вопросам оркестровых стилей). Оркестровка «Песни ликования» изобретательна и богата сочными, разнообразными красками.

Можно назвать ряд других произведений, возникших из народно-песенных источников. В. Шебалин написал симфонические вариации на тему русской песни «Уж ты, поле мое» и увертюру на марийские народные темы. Н. Раков в своей симфонии воспользовался киргизскими мелодиями (напевы знаменитого акына Токтогула Сатылганова). Отметим белорусскую танцевальную сюиту В. Золотарева, узбекскую и танцевальную сюиты Н. Чемберджи, кабардинскую рапсодию Б. Шехтера.

Одним из первых опытов в области героико-эпического, «богатырского» симфонизма явилась симфония В. Мурадели, посвященная памяти С. М. Кирова. Она встретила теплый прием у публики, хотя ее первоначальная редакция страдала существенными техническими недостатками (вторая редакция более совершенна). Мурадели стремился воплотить обобщенный образ революционера. Первая часть симфонии, по мысли композитора, рисует пламенного трибуна (отсюда  – черты ораторской выразительности, декламационности, присущие некоторым темам). Лирические эпизоды этой части проникнуты душевной теплотой, сердечностью. Композитор рассказывал, что, сочиняя эти страницы, он представлял себе Кирова на охоте, среди детей. Траурное Andante выражает скорбь о гибели выдающегося революционного деятеля. Скерцо  – это как бы интермеццо, «междудействие». В финале композитор хотел изобразить шествие многотысячной демонстрации и клятву над могилой борца-революционера. Мурадели во многом удалось реализовать эту программу.

Ряд симфонических сюит возник на основе новых опер, балетов, а также музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам. Театр и кино в большой мере способствовали росту реалистического программного симфонизма, усиливая конкретность и демократичность музыкальных образов, музыкального языка. Тематика произведений такого рода необычайно многообразна. Древний Рим («Египетские ночи» Прокофьева) и волжские просторы («Гроза» Щербачева); солнечная Бургундия (сюита «Кола Брюньон» Кабалевского) и дореволюционная городская окраина («Златые горы» Шостаковича).


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189