Проникновение в симфонизм массовой песни

Композиторы-симфонисты черпали материал также из области военно-оркестровой музыки. Ритмы военных походных маршей, торжественные фанфарные звучания, даже (военные сигналы  – весь этот материал использовался некоторыми композиторами в симфонических произведениях. Назовем «Юбилейный марш» М. Ипполитова-Иванова, первоначально написанный для симфонического оркестра, а потом переложенный для духового. Вот убедительный пример глубокого воздействия военно-оркестрового искусства на симфонический жанр, как бы слияние этих жанров. «Юбилейный марш» приобрел огромную известность как одна из выдающихся страниц нашей героически-торжественной музыки. Стилистика военного строевого марша использована также Книппером (например, в финале Третьей симфонии). Привлекая, помимо симфонического, также духовой оркестр, Книппер широко применял фанфарные темы, мощные «медные» звучности. Мясковский во второй части Двенадцатой симфонии использовал в качестве темы военный сигнал «Слушайте все».

Было бы неверным считать, что проникновение в симфонизм массовой песни и военно-оркестровой музыки должно было привести к ослаблению симфонической «специфики», к утрате «чистоты жанра». Напротив, такое расширение жанровых границ, своеобразная «консолидация» жанров в принципе  – явление положительное, обогащающее нашу музыкальную культуру.

Произведения, о которых идет речь, были во многом несовершенны. С большими трудностями столкнулись композиторы, работавшие над созданием перечисленных выше сюит. Задача заключалась в том, чтобы симфонически развивать и обогащать песенно-танцевальный фольклор, сохраняя вместе с тем его народный дух, его национальный характер. Даже в лучших произведениях эта задача была решена не полностью. Остановимся на трехчастной сюите Б. Шехтера «Туркмения». Это первое симфоническое произведение, основанное на туркменских народных мелодиях. Оно обладает несомненными достоинствами. Лучше всего удался композитору финал, построенный на мелодии туркменской пионерской песни, – наиболее темпераментная, красочная и симфонически развернутая часть. Ее музыка говорит о новой радостной жизни свободного туркменского народа. Предыдущие части  – первая (танцевальная) и вторая (лирический ноктюрн)  – мало развиты. Вторая часть наименее удачна. Критика правильно отмечала, что в «ноктюрне» «преобладает впечатление статики, даже известной мертвенности» Причины этого  – недостаток лирических ярких интонаций, «пустые» кварты, квинты и октавы, малая подвижность рисунка мелодии, бесконечное повторение звука ре.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189