Пятая часть симфонии-кантаты «На поле Куликовом»

Пятая часть симфонии-кантаты «На поле Куликовом», скромно названная «Хором татар», представляет собой идейный и композиционный центр симфонии. Здесь рисуется битва на Куликовом поле.

Музыка этого сонатного аллегро, помещенного в середине сонатно-симфонического цикла, отличается особенной экспрессией, темпераментностью, драматизмом. И первая, и вторая темы изображают орду Мамая. Образ русской дружины возникает значительно позже  – во втором разделе разработки. Главная тема  – «тема врага»  – приобретает необычайно активный, наступательный характер. Еще более напористо, ожесточенно звучит вторая тема. Вихри пассажей, стремительные взлеты, нервные, мятущиеся ритмы, общий сумрачно-зловещий колорит  – все это воссоздает атмосферу жаркой сечи. Музыка передает лязг сабель, воинственные крики, «людскую молвь и конский топ».

Слова этого хора написаны Блоком специально для Шапорина. Композитор попросил, чтобы стихи были грозно-повелительными. Блок выполнил его просьбу. Вот первые строки хора татар:

Мечи стрелу в ночную мглу,

Рази врага, гони, лети, скачи,

Руби, коли, стегай, хлещи!

Выразительность этих строк определяется обилием двухсложных глаголов, причем все они в повелительной форме.

Разработка делится на две части. В первой господствуют те же темы, те же настроения, что и в экспозиции. Во втором разделе композитор противопоставляет образу татарской орды образ русского народа. От лица русских здесь выступает Витязь и «женщины на Руси» (женский хор). Тема баллады Витязя (порученная теперь женскому хору, а затем переходящая в оркестр) сталкивается с вражескими «татарскими» темами. Слепой ярости уничтожения, звериной силе врага противопоставлено духовное благородство и моральная стойкость русских. Примерно такой же смысл заложен и в «Сече при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Кульминация (конец разработки)  – высшая точка эволюции образа Витязя. Его тема проходит в оркестре, сталкиваясь с темой врага. Вокальная партия воскрешает интонации первого монолога Дмитрия Донского (из пролога). Теперь Витязь уже не одинокий мечтатель, каким он был представлен в начале баллады; теперь это воин, вместе с Дмитрием Донским борющийся за великое дело  – опасение родины.

Заключительный эпизод рисует паническое бегство татар. Динамика симфонического звучания все усиливается, вплоть до последней, ликующей фразы хора:

Великой русской силы не одолеть!

Мы подошли к шестой части, медленной и скорбной. Над печальными, вытоптанными войной полями несется тоскливый напев колыбельной. Мать укачивает своего ребенка, и в песне ее звенит неутолимая горечь утраты.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189