Пятая симфония Н. Мясковского

Пятая симфония Н. Мясковского  – первая симфония, созданная в России после революции. Это примечательное реалистическое произведение сохранило свою жизненность вплоть до наших дней. Мясковский преодолевает здесь модернистские влияния, сказавшиеся в некоторых его дореволюционных произведениях. Пятая симфония связана с классическими традициями русской музыки, традициями «Могучей кучки». Композитор воплотил образы природы, народного быта, как бы овеянные глубокой, пытливой мыслью большого художника. В отличие от многих других симфонических и камерных произведений тех лет, Пятая симфония Мясковского наполнена здоровыми, земными чувствами. От пасторального пейзажа к утверждению эпического, «богатырского» образа  – такова «генеральная линия» ее музыкальной драматургии.

Иная направленность проявилась в симфонических фрагментах А. Крейна «Роза и крест» (191921) по одноименной пьесе А.        Блока. Пьеса эта еще связана с принципами символизма, от которых поэт впоследствии отошел (характерно, что Художественный театр, собиравшийся одно время поставить «Розу и крест», после длительной работы отказался от своего намерения). Блок, повествует о юной графине Изоре; в ее сознание запала песнь неведомого певца о радости и страдании. Эта песнь, как и образ старого полубезумного рыцаря Гаэтана, – воплощение «нездешнего мира» («Гаэтан не человек, призрак и как бы чистый зов», – писал автор пьесы). Здесь выражен основной мистический тезис символизма о «двух мирах»; мир «непознаваемый», якобы «высшая реальность».

Музыка Крейна проникнута безотрадным настроением. Порой в ней слышатся «нездешние» зовы, тоскующий порыв, который, однако, не может разрушить оцепенение, как бы разлитое во всех частях сюиты. Основной музыкальный образ, проходящий через сюиту, внутренне почти не изменяется, что характерно для образов-символов, имеющих условное, а не жизненно-конкретное значение. Впрочем, широкое симфоническое развитие никогда не было свойственно Крейну, тяготевшему к фрагментарному, мозаичному стилю.

Далека от реализма также музыка А. Александрова к пьесе Метерлинка «Ариана и Синяя борода». Из этой музыки автор впоследствии сделал «Романтическую сюиту» для оркестра и хора. Ей свойствен сумрачный колорит, не характерный для всего творчества А. Александрова; в музыке как будто встают призраки средневековья, причудливые видения, зыбкие, нереальные образы и картины. Так же как симфонические фрагменты «Роза и крест», «Романтическая сюита» не решала новых задач, выдвинутых жизнью перед искусством республики.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189