Пятая симфония Н. Я. Мясковского

Впечатления от народного быта, природы пересилили в творческом сознании Н. Мясковского ужасы военных лет. Этими впечатлениями наполнена Пятая симфония, задуманная на фронте. Если Третья, Четвертая, Шестая симфонии несут остро конфликтное психологическое содержание, то Пятая симфония воплотила эпическое начало.

Уже ее первые такты привлекают своей обаятельной пасторальностью. В этой музыке  – степной аромат наших полей, говор леса, дыхание теплого летнего ветра. Далее возникает эпическая мелодия народного склада, напоминающая «богатырские» темы Бородина.

Развитие тем первой части наполнено тревогой, волнением. Будто внезапно набежавшая туча заслонила солнце, и день померк. Но вот мы слышим «(богатырскую» тему  – она властно овладевает всем оркестром. И вновь льется мягкий, ровный свет, вновь звучат ясные пасторальные напевы.

Музыкальные краски второй части рождены ночным пейзажем. Тихое тревожное тремоло струнных создает ощущение настороженности. Покоя нет… На фоне мглистых сумеречных гармоний плывет мелодия колыбельной песни. Мясковский любил колыбельные напевы, «баюкающие» интонации, в которых слышится и ласка, и тихое причитание, и заглушенный стон. Этими средствами он создавал образы, воплощающие скорбь и душевную чистоту. Но вот незаметно подкрадываются мучительные думы, растет порыв драматических, смятенных чувств. Это средний раздел части, основанный на столь типичном для Мясковского переплетении хроматических голосов-линий. Потом снова появляется мелодия колыбельной и словно растворяется в ночном воздухе.

Скерцо сплетено из плясовых ритмов и наигрышей. Композитор попользовал здесь тему русинской колядки, записанную под Львовом. Музыка этой части рисует картины деревенского уличного веселья. Здесь, как и в первом Allegro, ощущается связь с традициями «Могучей кучки». Эти традиции во многом определили характер не только скерцо, но и финала. Он полон праздничного ликования. Особенно интересна вторая тема – образ мужественного, волевого склада. Собранные крепкие ритмы, поступь торжественного шествия, песенные интонации в характере гимна – все это черты нового; они родились в результате воздействия революционной эпохи. Здесь Мясковский впервые запечатлел «организованную людскую волну», «коллективный характер» (выражения Б. Асафьева).

Симфонию венчает эпическая тема, знакомая нам по первой части. Эта тема утверждает те жизненные, светлые чувства, которыми насыщено произведение.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189