Пятая симфония Шестаковича

У Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна есть страницы, запечатлевшие героику нашего времени. Так, например, Мясковский в первой части Шестнадцатой симфонии выразил дерзновенно-героический порыв, способный опрокинуть любые преграды. Героикой наполнены финал Пятой симфонии Шостаковича, главная тема фортепианного концерта А. Хачатуряна. Все же героическая линия советской симфонической музыки еще не стала центральной. Ее развитие было сопряжено с особенными трудностями. Тут были нужны бетховенская хватка и сила. Более широко развивался жанр лирико-драматического симфонизма. Он охватывает прежде всего область человеческой психики, мир сложных, порой конфликтных чувств. К этому жанру относятся Пятнадцатая и Двадцать первая симфонии Мясковского. Двадцать первая симфония получила особенно высокую оценку советских слушателей. Она привлекла внимание своим глубоким психологическим содержанием, волнующей человечностью. Традиции этого большого мастера были унаследованы Кабалевским, написавшим ряд симфонических произведений. Из трех его симфоний наиболее выделилась Вторая. Ее основные музыкальные образы наполнены теплым, лирическим чувством. Финал  – апофеоз молодости, веселья. Здесь уже отчетливо выявилась «молодежная» тема, которая проходит через все творчество Кабалевского.

Шостакович в Пятой симфонии наметил трагедийную линию советского симфонического творчества, связанную с выражением острых антагонистических конфликтов реальной действительности, напряженной борьбы во имя наших идеалов.

Большое внимание уделяли советские композиторы эпическому симфонизму. Его сфера  – народный быт, картины природы.

Эпические образы определяют характер некоторых симфоний Мясковского (например, Восемнадцатой), ряда произведений Хачатуряна, Глиэра и других композиторов. Многие произведения эпического склада раскрывают идею дружбы советских народов. Решая эту задачу, композиторы иногда сочетали различные по своему национальному облику мелодии: «Торжественная увертюра» Глиэра, написанная к 20-летию революции, построена на теме русского величального склада, мелодии украинской народной песни «Ой, хмелю, мий хмелю» и узбекской народной теме «Напларам». Народными празднествами навеяны не только финалы симфоний, концертов, но и одночастные оркестровые пьесы. Назовем «Праздничную увертюру» молодого композитора Н. Будашкина. Это колоритное, со вкусом оркестрованное произведение основано на русских песенных темах. «Праздничная увертюра» прочно укрепилась в репертуаре радиовещания.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189