Разное влияние на оперное творчество

Если, с одной стороны, советское оперное творчество страдало примитивизмом, то с другой,  – в нем сказывались модернистские влияния. Принципы модернистской анти-реалистической эстетики определили основную направленность оперы Д. Шостаковича «Нос»  – по Гоголю (либретто Е. Замятина, Г. Ионина, А. Прейса и Д. Шостаковича). Поставленная Ленинградским Малым оперным театром, она не имела успеха и скоро сошла со сцены. Сатирическая повесть великого писателя превратилась в нарочито нелепую эксцентриаду. Условные маски вместо живых реалистических образов, гипертрофированная карикатурность, сочетание крайней абстрактности и натурализма  – вот характерные черты этого произведения. Музыка зачастую представляет собой надуманные звуковые конструкции, лишенные естественной выразительности.

В анти-реалистическом плане написаны также опера В. Дешевова «Лед и сталь» (о подавлении контрреволюционного кронштадтского мятежа) и опера Л. Книппера «Северный ветер» (по одноименной пьесе В. Киршона о двадцати шести бакинских комиссарах).

Нет надобности перечислять все оперы, созданные в то время. Достаточно было коротко сказать о некоторых из них, чтобы нарисовать общую картину первых еще неуверенных, а зачастую и неверных шагов советского оперного искусства.

Итак, первые попытки создания советской революционной героической оперы не дали достаточно ценных результатов. Но был уже накоплен известный творческий опыт. Некоторые театры, и в первую очередь Ленинградский Малый оперный театр, начали экспериментальную работу по созданию советского оперного спектакля. Все это подготовило появление оперы «Тихий Дон» И. Дзержинского, получившей широкое общественное признание. Об этом произведении речь будет идти ниже, когда мы обратимся к предвоенному периоду развития советской музыки.

Мы говорили до сих пор о русских советских операх. Теперь переходим к оперному искусству наших братских республик.

Многие народы Российской империи не смели и мечтать о том, чтобы иметь свои оперные театры, которые ставили бы оперы, написанные национальными композиторами.

Колонизаторская политика русского царизма была нерасторжимо связана с подавлением культуры угнетаемых национальностей. Царские сатрапы, чиновники-колонизаторы, помещики и капиталисты делали все, чтобы держать «инородцев» в невежестве, темноте, препятствовать их культурному развитию. Эти же цели преследовали местные феодалы, местная буржуазия и реакционное духовенство.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189