Развитие методики общего фортепиано в 30-х г

Развитие методики общего фортепиано в 30-х г. связано с именем Б. Л. Яворского. Далеко не все, что создано им в области музыкальной педагогики, привлекло внимание исследователей, в том числе и «Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано», изданная в 1935 году под его редакцией. Проблемы общего курса фортепиано оказались в кругу творческих интересов Яворского не случайно. Как педагог он решал их в работе с учащимися-теоретиками в классе фортепиано и справедливо полагал, что от уровня владения инструментом зависит уровень музыкального образования в целом, поскольку фортепианная подготовка музыканта в значительной мере определяет возможность широкого охвата и глубокого усвоения дисциплин музыкально-теоретического цикла. Это методическое пособие (а по сути – научный труд) потребовало по признанию автора «большого количества энергии и времени» (работа готовилась к печати около двух лет). Хрестоматия проходила апробацию на кафедре общего фортепиано Московской консерватории и была одобрена.

Методическая хрестоматия Б. Яворского – явление уникальное, не имеющее аналогов не только в отечественной методической литературе по общему фортепиано, но и в целом в мировой музыкальной педагогике. Наряду с ценнейшим теоретическим материалом по вопросам методики курса общего фортепиано хрестоматия содержит учебно-педагогический репертуар, целенаправленный отбор которого явился воплощением идеи автора о главной цели предмета – познание музыки во всём её разнообразии через фортепиано, в процессе освоения программы курса. Методические установки хрестоматии, конкретные задания, репертуар, специальные обработки оригинальных произведений, упражнения и др.,– всё подчинено главной идее, которой, по мнению автора, призван служить предмет. Вместе с тем, главной целью своей работы автор считает определение новых методических установок в подходе к первоначальному обучению игре на фортепиано взрослых учащихся. «Цель составления и выпуска настоящей хрестоматии,– пишет Яворский,– восполнить огромный пробел, существующий до сих пор в области музыкальной литературы для курса так называемого общего или дополнительного фортепиано в музыкальных техникумах и консерваториях».
насос для перекачки дизельного масла
Между тем, хрестоматия намного превышает по своему содержанию значение репертуарного пособия, ценнейшего уже тем, что оно было первым по специфике отобранного материала «для взрослых музыкантов – учащихся разных специальностей». Эта значительная по объему (около 200 страниц) книга, насыщенная многообразными учебными заданиями, направленными на формирование и развитие музыкально-творческих способностей учащихся, может быть названа учебником по курсу методики общего фортепиано для педагогов этого предмета. Учебником для самообразования, снабжающим ищущего педагога идеями и примерами их реализации, стимулирующими дальнейший творческий поиск в направлениях, указанных автором с учетом конкретных условий педагогической практики. Учебником, раскрывающим особенности этой работы, её отличие от преподавания фортепиано в специальных классах, который и сегодня может быть продуктивно использован для теоретической и практической подготовки пианистов к работе в классах общего фортепиано.

Вместе с тем высокая оценка хрестоматии как пособия, в котором реализованы положения методики общего фортепиано и определены перспективы ее совершенствования, не означает, что следует безоговорочно использовать в учебном процессе весь предложенный в ней материал, тем более сегодня. В пособии есть и заметные недостатки: перенасыщенность репертуара образцами музыки зарубежных композиторов в ущерб отечественным, фактурное неудобство многих пьес начального репертуара, перегруженность ладовым анализом и некоторые другие. Однако частности не способны затенить яркого света идей и творческой мысли, заложенных в книге Яворского.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189