амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Развитие оперного искусства в Казахстане

С большими трудностями было сопряжено развитие оперного искусства в Казахстане и республиках Средней Азии. Музыкальная драма, соединяющая вокально-инструментальные номера (обычно очень простые по форме и музыкальному языку) с разговорным диалогом, в свое время сыграла роль подступов к созданию оперных спектаклей. Но она сохранила свое самостоятельное значение. Об этом свидетельствует, например, деятельность Узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими. Его спектакли всегда проходят с аншлагами. Песни и арии из спектаклей знают и любят все узбеки.

Музыкальные драмы правдиво отображают жизнь и быт народа. В их создании принимали участие узбекские композиторы Т. Джалилов, М. Левиев, С. Бабаев, Г. Мушель.

Было бы неверно считать, что музыкальная драма – пережиток прошлого. Она имеет все права на существование. Ее надо совершенствовать, повышая профессиональный уровень драматургии, музыки, исполнения.

В то же время нельзя одобрить тенденцию – подменить оперу музыкальной драмой. Такая тенденция существовала. Она основывалась на глубоко неверной мысли – будто опера, в отличие от музыкальной драмы, не может стать «законной» формой национального искусства Узбекистана и других среднеазиатских республик. Помимо отрицания современных развитых форм оперного творчества, были также попытки отказаться от европейской вокальной школы пения и утвердить как «единственно возможную» в Узбекистане горловую манеру пения. Подобные теории проникнуты национальной ограниченностью. Они не только отгораживают наши республики от сокровищ русской и западноевропейской музыки, но, кроме того, препятствуют нормальному росту национальных музыкальных культур.

Такими пороками страдали не только драматические спектакли, но и некоторые оперы.

Строительству оперного искусства очень мешало то, что многие композиторы Казахстана и республик Средней Азии слабо владели композиторской техникой, не говоря уже о мастерстве. Тем более надо выделить оперу «Улугбек» А. Козловского – произведение, отмеченное печатью профессионализма и большой музыкальной культуры.

А.           Козловский родился в 1905 году; с 1938 года он живет в Ташкенте. Опера «Улугбек» (первая редакция) была им написана еще во время войны. Не успокоившись на достигнутом, композитор вернулся к своему произведению и существенно его переработал.

Звезды вечны. Вечен Улугбек,– такими словами заканчивается опера о знаменитом узбекском ученом-астрономе, гуманисте и государственном деятеле XV века; Поборник прогресса, он стал жертвой коварного заговора религиозных фанатиков, к которым примкнул сын Улугбека Абд-ал-Лятиф. В первой редакции социальный конфликт был затемнен чрезмерно подчеркнутыми личными мотивами вражды между отцом и сыном. Этот недостаток А. Козловский сумел впоследствии устранить. По окладу музыки «Улугбек» русская опера об историческом прошлом Узбекистана. Композитор передает национальный колорит и вместе с тем исходит из традиций русской оперной классики.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама