Развитие русского песенного лиризма в послевоенные годы

Борьба за мир отражена и в оперетте О. Фельцмана «Шумит Средиземное море». Эта линия намечена опереттой «Воздушный замок» тех же авторов. Здесь была предпринята попытка показать в сатирическом плане французских коллаборационистов.

Духом современности насыщена оперетта «Трембита» Ю. Милютина, сделавшего большой вклад в этот жанр советской музыки (либретто В. Масса и М. Червинского). Место действия «Трембиты» – Закарпатская Украина. Авторы показывают, как под солнцем новой советской жизни исчезают нелепые и смешные призраки старого. Оптимизм, сочный бытовой юмор, меткие характеристики, колоритная песенность музыкального языка привлекли к «Трембите» симпатии большой аудитории.

Песенное народное начало все глубже проникает в советскую оперетту. Русским песенным лиризмом наполнена музыка оперетты «Самое заветное» В. Соловьева-Седого. Очень по-русски звучит музыка «Девичьего переполоха» Милютина. О. Фельцман обратился к патриотическим и революционным песням Франции. В «Вольном ветре» использованы сербские и хорватские мелодии. Музыка оперетты «Табачный капитан» В. Щербачева – сплав русских и восточных элементов (музыкальный Восток связан здесь с образом башкира Ахмета). Рисуя интриганку маркизу де Курси, композитор ввел ритмы французских танцев XVIII века (менуэт, гавот).

Надо сказать также о противоречиях и недостатках опереточного творчества. Стремление композиторов, либреттистов, режиссеров сделать оперетту возможно более «серьезной» приводило иногда к тому, что утрачивалась комедийная занимательность, тускнел юмор.

А если зритель, посмотрев опереточный спектакль, говорит «не смешно», то в его словах –  суровый приговор произведению. Нельзя пренебрегать важнейшими типическими особенностями жанра. Фельцман и его либреттист И. Рубинштейн ввели в оперетту «Суворочка» («Дочь фельдмаршала») образ Суворова, задавшись целью показать трагедию старого полководца, преследуемого придворной кликой. Можно ли это сделать средствами музыкальной комедии? И что, собственно, должен петь Суворов в комедийном спектакле? Петь ему действительно нечего; его роль вся построена на разговорном диалоге. Неверное отношение к природе жанра снизило роль музыки: один из значительных образов спектакля не получил музыкального воплощения.

Оперетта – произведение прежде всего музыкальное. Об этом у нас иногда забывали. В результате вместо музыкальных комедий рождались комедии с музыкой, отодвинутой на второй план.

Критика справедливо отмечала музыкальную неполноценность оперетт «Шумит Средиземное море» О. Фельцмана, «Айра» К. Листова, «Беспокойное счастье» Ю. Милютина. В этих произведениях есть дешевая чувствительность, банальность музыкальных приемов, штампы, заимствованные из неовенской оперетты, иногда из джазовой музыки («Айра»).

От «Женихов» и «Холопки» до «Вольного ветра», «Самого заветного», «Трембиты» – таков сложный путь, пройденный опереттой за эти годы.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189