Развитие симфонического творчества в 20-е и в начале 30-х годов

В 20-е годы и в начале 30-х годов симфоническое творчество развивалось весьма интенсивно.

Большое количество новых симфонических произведений было написано Н. Мясковским, М. Ипполитовым-Ивановым, Р. Глиэром, С. Василенко, Ю. Шапориным, А. Гедике, М. Гнесиным, А. Крейном, В. Щербачевым, молодыми композиторами  – Д. Шостаковичем, Л. Половинкиным, Л. Книппером, В. Шебалиным.

Интерес ряда композиторов к симфоническому жанру распространялся тогда лишь на некоторые его формы и виды. Симфоний (обычно непрограммных) писалось много; вместе с тем большая часть композиторов игнорировала жанры программной симфонической поэмы, концерта для инструмента с оркестром. Богатые жанровые возможности симфонической музыки использовались односторонне.

Советский симфонизм 20-х годов стал полем ожесточенной борьбы реалистического направления и различных модернистских течений. Эта борьба нередко сказывалась в творчестве какого-либо одного композитора, более того, в рамках одного произведения.

Некоторые из написанных тогда произведений были далеки от модернизма. В их реалистичности не приходилось сомневаться. Но они не стали новым слоем симфонической музыки. Авторы этих работ следовали классическим традициям, но не развивали их в новом направлении. Тут сказалась известная ограниченность творчества, не оплодотворенного идеями современности, смелыми новаторскими исканиями. Показательны в этом смысле некоторые программные сочинения тех лет. Они выражали здоровое, демократическое начало и вместе с тем не открывали новых творческих горизонтов.

Об одном из таких произведений мы уже говорили. Это «Запорожцы» Глиэра. Укажем еще на симфоническую поэму Ипполитова-Иванова «Мцыри». Она писалась под впечатлением знаменитой поэмы Лермонтова и кавказской природы, любимой Ипполитовым-Ивановым с того времени, когда он  – 23-летний музыкант – впервые приехал в Тифлис на {заботу. Музыка следует за сюжетом лермонтовской поэмы, как бы иллюстрируя ее важнейшие разделы. Перед нами проходят картины монастырской кельи, где томится Мцыри, грозы, тихого утра. Далее  – встреча Мцыри с молодою грузинкой, его блуждания в лесных дебрях, единоборство с барсом. Рисуя бредовые видения, которые проносятся перед угасающим взором юноши, Ипполитов-Иванов ввел партию сопрано-соло (песня рыбки). Заключение  – келья и смерть Мцыри.

В  поэме Ипполитова-Иванова большую роль играют приемы, рисующие обстановку, в которой происходит действие (колокольный звон, свист и завывание ветра, рокот грома, щебетание птиц, тихий говор ручья и т. д.). Но образ самого Мцыри оказался на втором плане. Его главная тема (появляющаяся в начале эпизода «Бегство и буря») недостаточно индивидуальна и не получает большого развития; ее значение в поэме второстепенно. А между тем, как ни важна у Лермонтова описательная часть, все-таки всего важнее те прекрасные огненные мысли и чувства, которыми жил герой поэмы. То, что «пламенная страсть» Мцыри мало передана музыкой Ипполитова-Иванова, отчасти связано с особенностями дарования этого композитора: ему обычно более всего удавалось воплощение «тихих» эмоций, мирных жанровых картин. Вместе с тем тут проявилась та ограниченность, о которой говорилось выше.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189