Развитие советской музыкальной культуры в послевоенный период

Развитию советской музыкальной культуры в послевоенный период мешали отрицательные явления, порожденные культом личности. Его воздействие на музыкальное искусство стало весьма ощутимым.

Этот вопрос нельзя сводить лишь к тому факту, что все больше писалось произведений, где Сталин и его деятельность безудержно восхвалялись. Речь должна идти о более глубоких и разнородных влияниях культа личности, влияниях, сказавшихся в творчестве, эстетике, критике, деятельности творческих организаций. Возникли произведения, авторы которых стремились обходить конфликты и противоречия современной действительности, а также исторического прошлого. Усилилась дурная тенденция – по возможности затушевывать отрицательные стороны жизни или говорить о них шепотом. Осужденная впоследствии партией «теория бесконфликтности» толкала писателей, драматургов, композиторов на путь обескровленного, внешне парадного искусства и была несовместима с подлинно реалистическими принципами. В такой атмосфере чахнул и почти сходил на нет жанр сатиры. О том, как понимали сатиру и вообще критику сторонники «бесконфликтности», сказано в стихотворении, отрывок из которого однажды цитировал А. И. Микоян:

…Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, Чтобы нас не трогали.

«Теория бесконфликтности» проявилась в некоторых операх, кантатах, песнях (укажем хотя бы на оперу Г. Жуковского «От всего сердца»). Показная, казенная торжественность, ложный пафос, лакировка действительности сказались и в искусстве кино, и в архитектуре, и в музыке.

Культ личности породил начетничество, догматизм, которые очень мешали развитию критики, эстетической мысли. Нашлись деятели искусства, трактующие метод социалистического реализма как схему, построенную по принципу: это можно, этого нельзя. Все, что не влезало в узкие рамки схемы, объявлялось «анти-реалистическим». Вульгаризаторство неизбежно вело к сектантской узости, отрицанию многообразия форм и стилей в искусстве. Возник ряд ошибок в оценке различных произведений. Порой искали формализм там, где его не было, и, наоборот, называли высоко-реалистическими серые, худосочные и далекие от жизненной правды сочинения. В них все как будто «правильно», складно; однако подобное творчество не способно обрадовать, взволновать слушателей. Оно дает примеры упрощенного, примитивного реализма, мнимой народности. Там, где нет творческой самобытности, инициативы, подлинного новаторства, там нет и настоящего искусства


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189