Развитие темы революции и гражданской войны в песенном творчестве 30-х годов

В песенном творчестве 30-х годов получают дальнейшее развитие темы революции и гражданской войны, уже претворенные во многих песнях предшествующих лет. Одновременно композиторы осваивают тематику, которая ранее в данном жанре не была столь убедительно раскрыта. Ряд новых песен воплотил образы социалистического строительства, колхозной деревни, советского быта, мироощущение и психику советского человека. Возникает много песен о нашей молодежи, о любви, природе, пишутся песни лирические и задорно-веселые, искрящиеся юмором, шуткой. Значительней и шире, по сравнению с прошлыми годами, претворяются богатства народной песенной музыки. Этому способствовала более интенсивная работа над собиранием и публикацией песенного фольклора. Выходит в свет ряд сборников русских песен. Публиковались старые революционные песни в обработке А. Александрова, Б. Шехтера.

Композиторы-песенники стали более свободно и смело использовать интонации, ритмы, гармонические и другие приемы, почерпнутые из народного творчества. Еще в 20-е годы А. Давиденко и некоторые другие композиторы нащупывали линии «сплавов» разнородных по своему происхождению оборотов, ритмов. Намечался, например, синтез черт русской крестьянской песенности с элементами городских революционных рабочих песен. Эти плодотворные искания были теперь продолжены с еще большим успехом. В «интонационную лабораторию» вошли также элементы музыки оперетты, джаза. Опыт показал, что и здесь можно найти немало ценного материала для создания динамичных, веселых или лирических песен.

Очень важным было то обстоятельство, что видные мастера-песенники обладали яркими творческими индивидуальностями. Они создали различные стили песенной музыки. Вот почему нельзя спутать, например, песни Дунаевского с песнями Захарова, а песни Александрова с песнями Блантера. Каждый из этих композиторов вносил в жанр нечто, свое, находил свою песенную «изюминку». В их творчестве сложились традиции, которые затем развивали композиторы более молодых поколений.

Были и неудачи, нередко возникавшие как результат приспосабливания к отсталым вкусам, ложно понимаемой «доходчивости». Появилось много бледных и казенно-помпезных произведений, написанных без вдохновения, «по обязанности». Однако эти недостатки не определяли основной направленности песенного творчества тех лет.

Советская песня начала воздействовать на другие жанры нашего музыкального творчества, и прежде всего на оперный жанр (оперы Дзержинского, Хренникова, Желобинского). Она проникла в симфоническую музыку (Третья – «Дальневосточная» и Четвертая– «Поэма о бойце комсомольце» – симфонии Книппера, Шестнадцатая симфония Мясковского, «Песня ликования» Веприка). Главное здесь – не отдельные «цитаты», а общее влияние массовой песенности на современный музыкальный язык. Массовая песня стала жанром, обогащающим «интонационный словарь» нашей эпохи.

Остановимся на творческой деятельности наиболее видных композиторов-песенников того времени.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189