Развитие украинского симфонизма в послевоенные годы

Украинское оперное творчество сохраняло и приумножало свои положительные качества в послевоенные годы. Но верность традициям, близость народному искусству не исключают, а предполагают новаторские искания. В данном случае речь идет о новых оперных формах и приемах. Сочетать накопленный творческий опыт со смелым движением вперед, к новым берегам – такова задача, стоящая перед коллективом композиторов республики.

Украинское симфоническое творчество сложилось в советское время. Композиторы Украины написали большое количество симфонических произведений – симфоний, сюит, различных оркестровых пьес. Значительное развитие получил в республике программно-картинный эпический симфонизм. Из опусов последнего периода к этой области творчества относится, например, сюита «Памяти Леси Украинки» А. Штогаренко. Красочные картины народной жизни воссоздал в «Украинской карпатской рапсодии» молодой композитор Л. Колодуб, несколько лет назад окончивший Харьковскую консерваторию.

Композиторы Украины не ограничиваются бытовыми зарисовками. Они обращаются к важнейшей теме современности, теме труда, преобразующего и природу, и людей. О вдохновенном труде советского народа, о коммунистическом строительстве повествуют симфонические произведения Г. Таранова – «Алтайская сюита» (ее музыка отобразила победу над целиной), «Огни на Ангаре», А. Штогаренко – «Молодежная поэма», посвященная бригадам коммунистического труда. Однако критика справедливо отмечала, что два последних произведения написаны неровно и не свободны от слишком уж обычных приемов.

Линия драматического и трагедийного симфонизма не получала еще широкого развития в украинской музыке. Тем большего внимания заслуживают новые произведения Б. Лятошинского: они развивают именно эту линию советского симфонического творчества.

Композитор проявил большой творческий интерес к жизни и поэзии близкого нам польского народа. Его «Гражина» была оценена как примечательное достижение советского программного симфонизма. Она написана в связи со столетием со дня смерти автора одноименного литературного произведения Адама Мицкевича. Сюжет близок Лятошинскому своим глубоким, волнующим драматизмом, внутренней силой захватывающих конфликтов.

Музыкальные образы поэмы очень конкретны, эмоциональны, полны экспрессии. Таков образ литовского князя Литавора. Смелый, волевой человек, он тем не менее едва не вступил на ложный путь, вознамерившись заключить гибельный союз с крестоносцами. Поэтична музыкальная характеристика жены Литавора – прекрасной и твердой духом Гражины. Красивая мелодия английского рожка во вступлении – это как бы песня народного сказителя о супруге литовского князя. На тех же оборотах построена возникающая далее выразительная тема виолончелей. Воинственными сигналами, мрачным хоралом обрисованы крестоносцы. Есть в поэме также элементы пейзажа. Фигурации альтов передают спокойное течение Немана.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189