Роль «Марша энтузиастов» в творчестве И. О. Дунаевского

Особое место занимает в творчестве И. О. Дунаевского «Марш энтузиастов» (слова д’Актиля); наряду с «Песней о Родине» он принадлежит к числу самых крупных творческих побед его автора.

От одной из московских застав начинается шоссе – в прошлом Владимирская дорога, «Владимирка»; по этой дороге в кандалах шли в ссылку революционеры разных поколений. После Великого Октября ссыльный тракт назвали Шоссе энтузиастов.

Энтузиастами были декабристы и революционные демократы, большевики-подпольщики и герои гражданской войны. А в советскую эпоху выросло новое поколение энтузиастов – люди героического труда, изобретатели, ученые. Им и посвящена песня Дунаевского и д’Актиля.

«Марш энтузиастов» был написан для фильма «Светлый путь»            . Его основная тема – социалистический труд, преобразующий страну и людей, открывающий путь в коммунистическое завтра.

Стихи и еще в большей степени музыка марша дают обобщенный образ; в нем слились героический порыв, романтика дерзаний. Песня говорит не только о тех, кто склоняется к станку или врубается в скалу. В наши дни мы относим ее и к тем, кто штурмует ледяные пустыни Антарктики или проникает в безбрежный океан космоса.

Песен о труде писалось немало. Выходили специальные сборники «производственных» песен (их называли в шутку «ведомственными») – о железнодорожниках, металлистах, кожевенниках и чуть ли не о бухгалтерах! Многие песни такого рода были серыми, скучными, бескрыло-будничными. Их авторы не шли далее прозаического отображения «производственного процесса» и казенно-декларативных фраз. Причина огромного успеха «Марша энтузиастов» в том, что в нем воплощена высокая поэзия труда, романтический пафос созидания.

Музыка этой песни захватывающе эмоциональна. Она звучит ликующе, празднично. Композитор ввел в припев певучую, плавную тему, пронизав ее железным ритмом шествия (такое изложение напоминает трио военных маршей). И в ряде последующих своих песен такого типа Дунаевский будет стремиться объединять решительность и ритмическую упругость марша с напевностью широких мелодических фраз, сменяющих типично маршевые темы.

Запев песни повторяется без изменений, а в повторение припева вносятся элементы вариационного развития. Так, в третьем изложении припева партии певца-солиста, смешанного хора и оркестра (фортепиано) построены по принципу сочетания самостоятельных линий-голосов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189