Роль национальных музыкальных культур народов СССР

Огромную роль в истории советского симфонизма играли национальные музыкальные культуры народов СССР. На наших глазах растет симфоническая музыка Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Литвы и других наших республик, музыка, уходящая своими корнями в народное искусство. В орбиту симфонизма теперь включен ряд национальных музыкальных культур и среди них те, которые если и питали симфоническое творчество, то лишь в очень малой степени. Раньше невозможно было говорить о молдавском, азербайджанском, узбекском симфонизме, а теперь эти и многие другие национальные типы симфонического искусства существуют и растут. Симфонически развивая богатства народной музыки, советские композиторы вносят много самобытного в музыкально-образный строй, интонационный, гармонический язык и структуру своих произведений.

Но нельзя закрывать глаза на те противоречия, которыми отмечена история советского симфонизма. В нашу симфоническую музыку проникали болезненные экспрессионистские настроения, самодовлеющая красочность, умозрительная абстрактная конструктивность. Модернистские влияния тормозили рост советского симфонического творчества.

Борьба враждебных друг другу направлений с особой силой сказались на ранних этапах развития советской симфонической музыки, к которым мы сейчас и обратимся.

Если композиторы песенно-хорового жанра уже в первые послеоктябрьские годы нашли дорогу к массам, то некоторые из композиторов, пишущих симфоническую и камерную музыку, были еще далеки от народа. Их представления о великих задачах Октября, о том, какая роль в советском обществе должна принадлежать искусству, носили туманный, расплывчатый характер. С большим трудом изживались кастовая замкнутость, узкий цеховой профессионализм, аполитичность, столь свойственные тогда значительной, части музыкальных деятелей.

Все это сказывалось на музыкальном творчестве  – симфоническом и камерном (оперный жанр в то время почти не привлекал внимания ряда композиторов). Даже те композиторы, которые безоговорочно приняли советский строй, честно и добросовестно работали в советских учреждениях, не могли еще преодолеть разрыва между творчеством и революционной действительностью. Творчество продолжало оставаться для них глубоко личным делом, не связанным с политикой, с борьбой классов. Неудивительно, что многие композиторы даже не ставили перед собой вопроса о создании музыкальных произведений, посвященных темам и образам революции.

Некоторые композиторы продолжали как бы по инерции развивать те модернистские тенденции, которые наметились в их дореволюционном творчестве. Ряд произведений, написанных вскоре после Октября, мог бы появиться и в дореволюционное время. За редким исключением эти произведения ничем в принципе не отличались от дореволюционного творчества их авторов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189