Роман «Овод» Войнича

В поисках большой революционной темы советские композиторы не могли пройти мимо романа «Овод» Войнич. Его содержание продолжает увлекать людей нашей эпохи; образ итальянского революционера по-прежнему близок и дорог советской молодежи. Опера «Овод» А. Спадавеккиа (либретто А. Келлера) поставлена в нескольких городах; шла она и за границей. А. Спадавеккиа не новичок в оперном жанре (им были написаны ранее оперы «Хозяйка гостиницы» и «Хождение по мукам»). Тема «Овода» ему особенно близка, родственна: А. Спадавеккиа по национальности итальянец; один из его предков был сподвижником Гарибальди.

Сюжет романа Войнич очень благодарен для оперной сцены. Спадавеккиа умело раскрыл его богатые драматургические возможности. Стиль оперы – лирико-патетический. Это романтическое произведение с характерной для оперного романтизма эмоциональной подчеркнутостью, аффектацией (особенно в кульминационных эпизодах). Типично итальянские мелодии льются почти не прекращающимся потоком. Но композитор не подражает стилю старых итальянских опер. Он находит свежие гармонические краски, интересные мелодические обороты. Рельефно охарактеризованы в музыке Овод, Монтанелли и другие персонажи.

Тепло была встречена лирико-комедийная опера В. Шебалина «Укрощение строптивой» (по Шекспиру), написанная с большим мастерством, присущим композитору.

Оперы последнего времени все же не меняют существенно общей картины. Мы еще не создали прочных традиций советской оперной школы. Многие оперы, появившиеся в республиках, имели в лучшем случае лишь ограниченное местное значение и не утвердились на всесоюзной сцене.

Опыт показывает, что особенно большие трудности возникают, когда перед оперными композиторами стоит задача воплотить в музыке революционную героику, воссоздать многогранные, духовно богатые образы революционных борцов, передовых рабочих, коммунистов.

Желая преодолеть схематизм (которым в свое время страдали многие наши оперы), композиторы насыщают музыкально-сценические образы лирическими чувствами, ищут человечных, искренних интонаций. Эти искания проявились в опере «Мать» Хренникова (особенно в партии Ниловны), в «Джалиле» Жиганова (монологи Мусы Джалиля). Но в некоторых операх возникает нежелательное явление: чрезмерный крен в область элегического размягченного лиризма, песенности, хотя и очень искренной, но не вмещающей таких качеств героя, как мужественность, решительность, железная сила воли. Арсенал выразительных средств, которыми пользуется композитор, оказывается недостаточным, чтобы передать героическое воодушевление, глубину драматических конфликтов, трагедийность.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189