Рождение советской оперы

Советская опера… Сколько горячих, страстных споров возникало вокруг этой острой проблемы! Как много было в этой области экспериментов, творческих исканий, порой приводящих к неудачам, порой увенчивающихся большими, радостными победами!

Опера соединяет в себе богатые средства музыкального искусства – вокального и инструментального – со столь же богатыми средствами искусства театра. Сочетание музыкального «действия» с действием сценическим, драматургии музыкальной и театральной дает композитору огромные возможности для того, чтобы правдиво и глубоко воплотить многогранные образы, показать их развитие, борьбу. Недаром русские классические композиторы самые значительные свои замыслы воплощали именно в оперном жанре.

Оперное искусство обладает огромной силой воздействия на широкие массы слушателей.

«…Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере, – писал Чайковский.  – Это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики… опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях  – всего народа… Не следует только при этом гоняться за внешними эффектами, а выбирать сюжеты, имеющие художественную цену, интересующие и задевающие за живое…».

Довольно часто приходится слышать недоуменные вопросы: почему до сих пор так мало по-настоящему хороших советских опер? Это обстоятельство вызвано многими причинами.

Здесь надо сказать об особых и очень больших трудностях, которые встают на пути советских композиторов, работающих в оперном жанре. Помимо широкого идейного кругозора, знания жизни, тут требуется поистине универсальное мастерство, владение разнообразными формами как инструментальной, так и вокальной музыки. Мало этого: советский оперный композитор должен быть композитором-драматургом. Поясним это последнее требование. Оперная музыка убедительна лишь тогда, когда она органически воплощает драматическое действие, конфликты, лежащие в основе спектакля, сочетает внутреннюю действенность, внутреннее развитие с целостностью, художественным единством. Все это относится к области оперной драматургии, объединяющей выразительные средства театра и музыки.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189