Русский романс в творчестве Соловьева-Седого

Некоторые песни Соловьева-Седого 1941-45 годов косвенно связаны с традициями русского романса первой половины XIX столетия. Тогда в русском романсе большое развитие получил сентиментализм, ранее определивший целый этап в истории литературы. Поэт А. Фатьянов, на стихи которого часто писал музыку Соловьев-Седой, возродил элементы сентиментализма, особенности его поэтической лексики. Укажем на частое употребление А. Фатьяновым уменьшительных и ласкательных словечек: «звездочки», «дождичек», «елочки», «крылечко», «на солнечной поляночке», «горит свечи огарочек», «выходила Клавочка посидеть на лавочке» и т. д. Вспомним для сравнения хотя бы романс Гурилева «Домик-крошечка» («Одинок стоит домик-крошечка, он на всех глядит в три окошечка»). Порой и в музыке Соловьева-Седого можно обнаружить воздействие русской вокальной лирики середины прошлого века – от Гурилева до Даргомыжского. Но эти традиции он глубоко переосмыслил; его музыка всегда звучит современно, она далека от архаики и стилизации.

Есть у Соловьева-Седого песни широкие, протяжные, как знаменитый «Вечер на рейде» (слова А. Чуркина). Эта песня была сочинена в Ленинграде (июль, 1941); но не сразу нашла она дорогу к массам. «Когда в декабре я сыграл песню своим друзьям в городе Чкалове, – вспоминает автор, – они ее забраковали. И только в феврале 1942 года я спел ее бойцам в солдатской землянке под Ржевом, невдалеке от передовой. Бойцы со второго куплета начали мне тихо подпевать. Я почувствовал, что песня дошла до сердца»!

Для каждого участника Великой Отечественной войны «Вечер на рейде» неразрывно связан с той эпохой – он воспринимался как одна из характернейших песен военного времени. Но в тексте А. Чуркина нет ни одной «военной» детали, ни одного слова, которое указывало бы, что речь идет о войне. Почему же «Вечер на рейде» так «пришелся ко двору» в годы военных гроз и бурь? Отчасти потому, что его тема – прощание с любимым городом – оказалась очень близкой и волнующей: вся жизнь была тогда наполнена неизбежными расставаниями – с городами и людьми. Решающая же роль в воздействии песни на миллионы людей принадлежала музыке. Есть в ней эмоциональный подтекст: помимо слов, он говорит о людях, которые завтра уйдут в боевой поход, и кто знает, все ли они вернутся обратно. Эта мысль сообщает музыке душевную ясность и чистоту: перед большим и опасным делом человек особенно глубоко и просто чувствует силу товарищеской дружбы и любовь к родным людям, родной земле.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189