Шестая симфония Н. Я. Мясковского

Шестая симфония – одно из наиболее вдохновенных и значительных по своему психологическому содержанию произведений Н. Я. Мясковского. Являясь откликом на великие революционные события нашей эпохи, она в то же время раскрывает мир личных переживаний художника, выраженных с захватывающей силой и искренностью.

Краткое вступление (как бы эпиграф) обрушивает на слушателя громогласные, резко диссонантные аккорды всего оркестра. В них что-то гнетущее, роковое. Фатальный смысл вступительной темы наиболее полно раскрывается в разработке (а также в финале симфонии). Эта тема всюду сохраняет свой грозный, повелительный характер и звучит подобно суровому приговору.

Вступление сменяется главной темой – порывисто-нервной, словно вздыбленной. Ее мелодическая линия как будто состоит из одних острых углов.

Музыка стремительно несется вперед, словно летит на крыльях, – но что же впереди? Ощущение неминуемой катастрофы все усиливается. Волны звуков влекут нас к скалам, которые сулят гибель. И вдруг свет, внезапная вспышка энергии. Нет, не все еще погибло! У труб и валторн героическая тема – возглас. Ее роль в общей композиции симфонии велика – она появляется во всех четырех частях как своего рода лейтмотив. Первоначально этот волевой призыв противопоставлен трагическим образам. В середине второй части лейттема утрачивает свою энергию, силу, превращаясь в мирный, лирический напев, окруженный пастушескими наигрышами; в финале она приобретает оттенок тихой скорби.

Но вот на смену урагану, бушевавшему в начале Allegro, приходят более спокойные, умиротворенные мелодии напевно-лирического склада. Особенно выделяется ясная тема валторны. Это как бы озаренный солнцем остров посреди бушующего океана мятежных страстей.

Следующий раздел первой части (разработка) предельно накаляет атмосферу. Музыкальное развитие основано на острых драматических конфликтах. Отчаяние сменяется внезапными проблесками надежды, когда перед взором исстрадавшегося, измученного человека встает обманчивый призрак счастья. Грозные жесткие интонации сменяются интонациями жалобы, мольбы. Есть здесь нечто родственное тем страницам романов Достоевского, где великий писатель передал «смятение чувств» своих героев (вспомним хотя бы сцену в Мокром из «Братьев Карамазовых»).

Последняя – генеральная – кульминация (после репризы) глубоко трагична. Главная тема первой части расширена, перенесена в низкий регистр. Она исполняется инструментами, тембры которых заключают в себе наиболее мрачные краски (туба, тромбон, контрфагот, басовый кларнет, контрабасы). Медленное заключение отмечено печатью статики, оцепенения. Музыка приобретает здесь почти траурный колорит.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189