Симфонические поэмы в 1929-33 годах

Симфония Ю. Шапорина для оркестра и хора соединяет древний былинный эпос и образы современности (революция, гражданская война). Части симфонии имеют программные названия: «Быль», «Пляс», «Колыбельная», «Поход». В 1929-33 годах Л. Книппер пишет Третью симфонию («Дальневосточную») и Четвертую симфонию («Поэма о бойце-комсомольце»)  – произведения, посвященные подвигам Красной Армии. Программа Третьей симфонии связана с событиями, произошедшими тогда на Дальнем Востоке (неудачная попытка интервентов захватить Китайско-Восточную железную дорогу). Первая часть симфонии рисует дальневосточный пейзаж; вторая  – внезапное нападение врага, бой и нашу победу; третья часть  – скорбь о погибших воинах; четвертая – лихая частушка, высмеивающая вражеских генералов; финал  – прославление Красной Армии. Четвертая симфония повествует о незабвенных годах гражданской войны. Картины дальних походов и жестоких боев сменяются образами мирного времени. Красная Армия охраняет жизнь и труд советских людей.

Стремясь демократизировать симфонический жанр, приблизить его к широкой аудитории, Книппер ввел в симфонию массовые песни. Песня «Полюшко» (слова В. Гусева) из Четвертой симфонии завоевала мировую известность. Однако органического слияния песенности и симфонического развития Книппер достигнуть не смог.

Симфоническая «Поэма борьбы» Д. Кабалевского для оркестра и хора посвящена теме революционной борьбы трудящихся: всего мира за свержение капиталистического строя.

Особую группу образует ряд симфонических сюит-картин из жизни народа. Музыкально-бытовые зарисовки сочетаются в них с пейзажной живописью. Такая тематика связана с привлечением и разработкой обширного народнопесенного и танцевального материала. Сочинения подобного рода появлялись и. раньше («Эриванские этюды» А. Спендиарова, «Тюркские фрагменты» М. Ипполитова-Иванова). Но то были «первые ласточки».. Теперь такие сюиты рождаются одна за другой. В своей совокупности они образуют важный и обширный раздел советского симфонизма. К нему относятся «Советский Восток» С. Василенко, «Туркмения» Б. Шехтера, таджикская сюита «Ванч» Л. Книппера, «Марийская сюита» Н. Ракова, «Молдавская», «Узбекская», «Таджикская» и «Белорусская» сюиты В. Золотарева.

Перечисленные произведения при всем разнообразии их тематики, форм, стиля отразили некоторые общие тенденции. У многих композиторов возникло тяготение к песенности, корни которой в народном творчестве, в массовой песне. Современная песенная интонация впервые проникла в советский симфонизм, что имело большое значение для его дальнейшего роста. Так, в финале Двенадцатой симфонии Мясковского музыкальная картина народного празднества основана на темах, напоминающих наши массовые песни. Это вносит в музыку дыхание современности. В «Поэме борьбы» Кабалевского центральный музыкальный образ, к которому направлено музыкальное развитие, – тема песни-марша; она звучит сначала в оркестре, потом переходит в хор. О роли песни в симфониях Книппера мы уже говорили.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189