Симфонические произведения армянских композиторов

В послевоенные годы в  Армении появилось много новых сюит, увертюр, поэм и других симфонических произведений. Написан также ряд концертов для инструментов с оркестром. Айвазян и Арутюнян по примеру Глиэра написали концерты для голоса и оркестра. Вершина концертного жанра в армянской музыке – «Героическая баллада» А. Бабаджаняна (фортепиано и оркестр). По форме «Баллада» представляет собой тему с пятью вариациями. Эта музыка говорит о советской молодежи, ее славных делах, ее героизме. Как и в своем трио, А. Бабаджанян в «Балладе» соединяет национальные традиции с некоторыми рахманиновскими приемами. «Героическая баллада» встретила восторженный прием не только в СССР, но и за границей.

За последние годы композиторы Армении создали ряд симфоний. Назовем симфонии А. Арутюняна, Э. Оганесяна, Д. Тер-Татевосяна. Программная симфония «Раздан» (по поэме Шираза) написана Г. Егиазаряном. Она названа по имени реки; народ укротил ее бурные воды.

В некоторых из этих симфоний проявились новые творческие тенденции: стремление к психологической углубленности, трагедийности, суровым, терпким, порой даже жестким звучаниям. Разумеется, нельзя не приветствовать в принципе расширение рамок армянского музыкального искусства. Однако на новых путях встречаются трудности, преодолеть которые не всегда удается. Остановимся на Второй симфонии Д. Тер-Татевосяна. Если его Первая симфония получила высокую оценку на молодежном пленуме Союза композиторов в Москве, то Вторая вызвала споры, в этих спорах сталкивались диаметрально противоположные суждения. Молодой композитор назвал свою симфонию «По прочтении «Судьбы человека». Он хотел создать симфоническую трагедию очень больших масштабов. Нельзя отрицать талантливость автора; несомненно также, что Д. Тер-Татевосян хорошо владеет композиторской техникой, например техникой оркестровки. Но, видно, у него не хватило жизненного опыта, творческой зрелости для того, чтобы создать нечто действительно большое и глубокое. Вот почему трагический пафос его музыки порой кажется вымученным, искусственным. В батальных эпизодах слишком заметно влияние Шостаковича. Усложненная и несколько нервозная музыка симфонии далека от повести Шолохова, по-народному простой и душевной.

Интенсивно развивается в Армении жанр кантаты. Интересные произведения этого рода сочинены З. Мирзояном, Э. Оганесяном и другими авторами. Много написано песен, легкой музыки. В этой области работают А. Айвазян, А. Долуханян, А. Бабаджанян.

Армянское музыковедение вправе гордиться капитальными научными трудами X. Кушнарева, А. Шавердяна, Г. Тигранова. Эти труды изданы на протяжении последних нескольких лет.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189