Симфонические произведения советских копозиторов

К числу реалистических непрограммных произведений принадлежит Третья симфония А. Гедике. По характеру содержания и стиля она отчасти близка к до-минорной симфонии Танеева. В отличие от упомянутых произведений Глиэра и Ипполитова-Иванова, симфония Гедике относится не к живописно-изобразительному, а к лирико-драматическому типу симфонической музыки. Элементы звукописи появляются в ней лишь эпизодически («голоса природы» во второй части). Первая часть и финал (симфония трехчастная) отмечены драматизмом, страстностью, патетикой. Суровые, сумрачные настроения преодолеваются напряжением води. Модерато (вторая часть) не лишено пасторального колорита. Здесь  – свет, радость, упоение жизнью.

Симфония написана рукой опытного, зрелого художника. Уверенное владение техникой сказывается в приемах тематического развития, в широком использовании полифонических средств. Но и это произведение не открывало новых творческих путей, хотя его достоинства несомненны.

Для других композиторов характерны пытливые творческие поиски как в области содержания, так и в области музыкально-выразительных средств. К сожалению, направленность этих поисков не всегда была принципиально верной.

Глубокие противоречия сказались в симфоническом творчестве Н. Мясковского. Его Шестая симфония  – трагедийное произведение, отмеченное огромным размахом и остротой симфонического развития. Отзвуки великих революционных потрясений сочетаются в ней с сугубо личными, трагически-жертвенными переживаниями.

Некоторые из последующих симфоний Мясковского, созданных в 20-е годы, заключают в себе реалистические тенденции (отметим, например, обращение Мясковского к русской народной песенности в Восьмой симфонии, замысел которой был отчасти навеян восстанием Степана Разина). Теплым, лирическим чувством, мелодической напевностью проникнута симфониетта (си минор) для струнного оркестра. А рядом с этим «лирическим интермеццо» (так можно было бы назвать симфониетту) возникает одночастная Десятая симфония, полная мрачной экзальтации, смятения. Это наиболее модернистская страница симфонизма Мясковского, запечатлевшая жуткие, призрачные образы, мучительно-исступленные чувства. Музыкальный язык становится здесь усложненным, запутанным.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189