Симфонии Д. Шестаковича

Бывает так, что человек внезапным решительным усилием воли сбрасывает владевшее им раньше оцепенение, преодолевает тоску, печаль. Таков смысл перехода от медленной части к финалу. С первых же звуков музыка финала захватывает своей бурной энергией. Главная тема близка к характеру марша, шествия. Динамика напористых ритмов, стремительность движения передают огромный душевный подъем. Снова борьба, но теперь уже радостная, полная предвкушения близкой победы.

В финале Пятой симфонии Шестаковича есть и лирические страницы. Но центральное место занимают здесь образы, утверждающие народное, массовое начало. Раскрывая положительную идею произведения, композитор обратился к народу – вечному источнику жизненной силы и мудрости.

Заключительный раздел финала передает последнее, самое большое усилие, которое надо сделать, чтобы прийти к цели. Еще одно нарастание, еще один подъем – самый большой и напряженный. Впечатление такое, словно мы поднимаемся на гору по крутому склону; вершина уже близка, но склон все круче и круче. И вдруг все озаряется ослепительным солнечным светом – вершина достигнута! Вот оно счастье, обретенное ценой тяжелых испытаний и потому вдвойне дорогое.

Шестая симфония уступает Пятой по цельности и глубине замысла; в ней не все равноценно. Но нельзя не признать выдающихся достоинств ее первой (медленной) части, сочетающей патетику, величавый скорбный пафос, траурные настроения. Очень хорош радостный, сверкающий финал. В нем много веселья, юмора.

Первый квартет называли «лирическим интермеццо». Написанный вслед за Пятой симфонией, он явился для композитора «отдыхом» от громадного напряжения, вызванного созданием симфонии. В музыке квартета Шостакович всецело отдался ясным, радужным чувствам.

Квинтет написан для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Это – произведение больших масштабов. Знакомые нам по квартету пасторальные образы сочетаются здесь с глубокими раздумьями. Они воплощены в первой части – прелюдии н фуге и в третьей части – интермеццо. Тут господствуют серьезные, возвышенные переживания, пафос мысли, сдержанная, целомудренно чистая лирика.

Другая сторона произведения – празднично-веселое и вместе с тем изящное скерцо (вторая часть) и пасторальный финал, во многом продолжающий линию первого квартета.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189