амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Симфонии военных лет

Естественно, что симфонии ВОВ запечатлели родственные по своему идейному значению образы и картины вражеского нашествия, жестокой борьбы, страданий и горя, принесенных на нашу землю гитлеровскими разбойниками. Во многих симфониях есть траурные части или эпизоды; они говорят нам о тех, кто пал в бою, защищая свое отечество. Финалы обычно наполнены предвкушением победы.

Вместе с тем симфонии, о которых идет речь, различны по жанровым и стилевым признакам и дают примеры различного видения отображаемой действительности. Симфонии Шостаковича – Седьмая и Восьмая – отличаются огромными масштабами музыкальной драматургии, симфонического развития. Их содержание отмечено трагедийностью, крайней остротой воплощаемых композитором конфликтов. Шостакович раскрывает тему столкновения двух антагонистических миров, противопоставляя образам зла, насилия, смерти высокие человеческие идеалы. Если Седьмая симфония соединяет трагедийность с героикой (бетховенский принцип – от мрака к свету), то Восьмая – поэма безмерного страдания, которое затопило весь мир. В обоих произведениях композитор дал потрясающие по своей выразительности «портреты» врага, созданные кистью художника-мыслителя и публициста.

Седьмая симфония Д. Шостаковича сразу же получила всеобщее признание. Восьмая вызвала споры, противоположные оценки. Тем не менее она обошла многие эстрады мира. Когда симфония впервые исполнялась за рубежом (Нью-Йорк, апрель 1944), ее транслировали одновременно 134 радиостанции США и 99 станций стран Латинской Америки. Особенно восторженный прием это произведение встретило в Праге (международный фестиваль «Пражская весна 1947 года»). Оркестром Чешской филармонии дирижировал Е. Мравинский. У жителей Праги были еще свежи в памяти кровавые годы гитлеровского ига, годы, когда Ю. Фучик писал свой бессмертный «Репортаж с петлей на шее». Симфония Шостаковича, этот «величавый трагический эпос только что пережитой человечеством страшной поры» (Б. Асафьев), потрясла аудиторию.

Симфонии Мясковского значительно скромнее по своим масштабам. Они не претендуют на монументальность. Мясковский сохраняет приверженность к лирико-драматическому симфонизму. Двадцать вторую симфонию он первоначально хотел назвать «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». Но она не столько рисует самую войну, сколько передает вызванные ею переживания. Отблеском военного пожара озарена и Двадцать четвертая симфония, не лишенная героических звучаний (хотя как бы несколько приглушенных).

В другом плане написана Пятая симфония Прокофьева, проникнутая светом, жизнеутверждением. «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа», – говорил композитор. Большое место занимают в этом произведении мощные эпические образы, олицетворяющие народное богатырское начало.

Героическим эпосом насыщена Вторая симфония Мурадели, посвященная победе советского народа над фашизмом.

К лирико-эпическому жанру должна быть отнесена и симфония Г. Попова.

Особое место занимает Вторая симфония А. Хачатуряна. Она заключает в себе трагические переживания и героический пафос, глубокий напряженный драматизм и могучую эпичность.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама