Симфония-кантата «На поле Куликовом»

В основе симфонии-кантаты «На поле Куликовом» лежит одноименный стихотворный цикл А. Блока. Он написан в дореволюционные годы. Поэт мучительно переживал свое духовное одиночество; в нем росло чувство острой неудовлетворенности жизнью, окружающей его средой. Блок напряженно искал путей, которые привели бы его к познанию реального мира. В это трудное время поэт обращался к образу России, бесконечно ему дорогой, воскрешал ее прошлое. Стихи «На поле Куликовом» запечатлели глубоко лирическое и субъективное ощущение русской истории.

Поэт М. Лозинский по просьбе Шапорина дополнил блоковский текст новыми фрагментами. Стихи Блока приобрели новое идейное звучание. Центральное место в симфонии-кантате заняла тема патриотического подвига во имя спасения русской земли от татаро-монгольского ига.

«Русское государство родилось не в скопидомном сундуке Ивана Калиты, а на Куликовом поле»  – эти слова историка В. Ключевского послужили эпиграфом для симфонии-кантаты. Эпиграф подчеркивает намерение автора трактовать историко-героический сюжет в плане широких художественных обобщений. Содержание произведения выходит за рамки Куликовой битвы.

Тема победы Дмитрия Донского над ордами Мамая перерастает в тему исторических судеб России.

Симфония-кантата состоит из девяти частей (считая пролог и эпилог). Героическое начало воплощено в образах русского воинства, Дмитрия Донского, отчасти Витязя. Лирическая тема выражена в каватине Невесты, балладе Витязя, колыбельной Матери.

Через все произведение проходят два важнейших музыкальных лейтмотива. Один из них  – тема татар. Ею открывается симфония-кантата. Мы слышим мрачные и грозные унисоны  – они воплощают неумолимую, все сметающую на своем пути силу.

Композитор создал художественно-обобщенный образ врага. Такая «расширенная», обобщенная трактовка «татарской темы» наиболее отчетлива в эпилоге: татары уже побеждены, но унисонный лейтмотив напоминает о новых грозах, надвигающихся на Россию.

«Тема врага» появляется в нескольких частях произведения. Композитор мастерски ее развивает. Диапазон изменений мотивов темы велик: от быстрого фигурационного движения-пассажа до торжественно замедленного, громогласного речитатива.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189