Скрипичный концерт А. Хачатуряна

По сравнению с фортепианным, скрипичный концерт более полно выражает лирико-мелодическое начало. Вторая тема первой части очень напевна и поэтична. Большое мелодическое богатство содержит в себе вторая часть. Мы находим в ней качества, присущие лирике Хачатуряна: страстность, чувственность, «знойность». Все это сочетается с той благородной возвышенностью, которой была отмечена и начальная тема второй части фортепианного концерта. Раздумчивые, сдержанные фразы вступления сменяются скрипичной кантиленой в характере очень медленного, плавного вальса.

Блестящий, искрометный финал отличается колоритностью, изобразительностью, отчасти даже программностью. Кажется, будто перед нами развертываются картины карнавала. Как в вихре, проносятся танцующие пары, звенит смех, льется песня, сверкают карнавальные огни. Вихревое (дух захватывает!) движение пронизывает всю эту часть. Оно выражено ритмами быстрого танца, пассажами, фигурациями скрипки, создающими ощущение головокружительного полета. Главная тема – легкая как воздух – возвращается вновь и вновь, каждый раз внося в музыку особенную веселость и вместе с тем непринужденный тонкий юмор.

Но, как ни велика в финале роль виртуозности, и в эту часть Хачатурян вводит певучие темы. Помимо второй темы из первой части (вкрапленной в финал с большим искусством), привлекает внимание мелодичная тема среднего эпизода. Это – песнь любви, взволнованная, жгучая. Лирическая сторона дарования Хачатуряна раскрывается здесь так же ярко, как и в лучших страницах фортепианного концерта.

Скрипичный концерт более органичен, композиционно более строен, чем фортепианный. Основные музыкальные образы, контрастируя между собой, в то же время образуют художественное единство. Финал синтезирует, обобщает все предшествующее симфоническое развитие. Достигнуто это прежде всего использованием всех основных тем первой части, появление которых в финале звучит очень естественно и логично.

Композитор широко и смело использовал технические и выразительно-красочные возможности скрипки. Исполнителю есть где развернуться и полностью проявить свое мастерство. Но в концерте нет виртуозной мишуры, техники ради техники. Виртуозность возникает как результат тематического развития – в этом отношении концерт Хачатуряна продолжает традиции классических и, прежде всего, русских концертов. Очень интересна скрипичная каденция (первая часть). Она построена на сложном переплетении и разработке основных тем части. Виртуозность каденции проникнута духом симфонизма, что придает ей не узко технический, а более глубокий – художественный интерес.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189