Слово – не только средство обмена мыслями

В жизни коллектива ежедневно происходит множество подобных — больших и маленьких — событий. И в каждом из них слово играет свою незаменимую роль — и как средство взаимного заражения чувствами, и как средство взаимного волевого воздействия. Перед педагогом встает важная задача — обеспечить продуманную «инструментовку» словом всей воспитательной работы. В ходе развития коллектива закономерно меняются самые формы и способы словесного воздействия, — они становятся более богатыми, сложными, дифференцированными, отражая растущий уровень сознательности коллектива.

Поучителен в этом смысле опыт классного руководителя Д. Плотникова.

«Первое собрание учащихся, — говорит он, — я провел совместно с родителями. На этом собрании я не стал анализировать работу учащихся, а просто сообщил собранию, что класс на сегодняшний день имеет 102 двойки по всем предметам, что в классе слаба трудовая дисциплина, нет настоящей дружбы и товарищества. Я предъявил свои требования: в школе никто из учащихся не должен бегать, кричать, надо подчиняться распоряжению дежурных, все учащиеся должны привести себя в надлежащий вид (постричь волосы, обрезать ногти, следить за одеждой и обувью). Дальше я перечислил, что надо сделать каждому ученику конкретно в ближайшее время: не опаздывать на занятия, не пропускать уроков и т. д.

Родителей я призвал активно включиться в работу по оказанию помощи детям, следить за выполнением ими домашних заданий».

Что характерно здесь для слова педагога? Прежде всего спокойствие и четкость: краткая констатация положения и первые несложные, но твердые требования. Это выдержанное, как по содержанию, так и по форме, слово, несомненно, заключало в себе определенную внушающую силу, так как оно решительно контрастировало с атмосферой разболтанности, которая до этого царила в классе.

Все мечтают о красивой и незабываемой свадьбе, ведь большинство людей женятся один раз в жизни. Поэтому проведение свадьбы должно быть доверено настоящим профессионалам, которые могут залучить в этот процесс лучшего тамаду, который сделает вашу свадьбу незабываемой.

Но вот коллектив, добившись первых успехов, подошел к новой, более сложной задаче. «В данный момент, — замечает педагог, — важную роль начинают играть воспитательные беседы с учащимися, ибо они сами настойчиво выдвигают перспективу — сделать класс лучшим в школе и по учению и по поведению (по чистоте он уже был лучшим)».

Это замечание интересно. Педагог прямо указывает на закономерную связь новой, более высокой формы словесного воздействия с новой ступенью в развитии самого коллектива. К сожалению, эту связь часто упускают иные педагоги, планируя воспитательные беседы в отрыве от реальной жизни коллектива, от степени развития, достигнутого им.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189