Советское оперно творчество

Лучшие классические оперы, как, например, «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Кармен»,  – гениальные образцы музыкально-драматургического мастерства. Здесь достигнуто полное слияние музыки и сценического театрального действия.

Советское оперное творчество охватывает разнообразные темы и образы; однако ведущая роль в нем, как и во всем советском искусстве, должна принадлежать современной тематике. Нам особенно нужны оперы, правдиво отображающие советскую действительность, бытие советских людей.

Известно, что большая часть классических опер посвящена исторической или сказочно-фантастической тематике. В течение многих лет оперное искусство воспроизводило преимущественно образы далекого прошлого или образы фантастические, волшебные и, следовательно, не связанные с какой-либо определенной эпохой. Даже в тех случаях, когда композиторы стремились решить острые вопросы современной общественной жизни, они обращались к историческому материалу, показывая «в прошлом настоящее» («Борис Годунов» Мусоргского), или же к образам сказочно-аллегорическим («Кащей бессмертный», «Золотой петушок» Римского-Корсакова).

Те редкие оперы, которые отображали современное общество, подвергались резким нападкам со стороны части тогдашней публики и критики. Буржуазная публика приняла в штыки «Кармен» и «Травиату» именно потому, что содержание этих опер было «слишком современным», «прозаичным», «будничным». Многие утверждали, что современная жизнь не может дать подходящих для оперы сюжетов.

В нашу эпоху несостоятельность подобной теории вполне очевидна. Жизнь и борьба советских людей может и должна быть достойно отображена на оперной сцене. Но задача эта особенно ответственна и сложна в силу основной специфической условности оперного искусства; условность эта заключается в том, что обычная разговорная речь заменена в опере пением. Пытаться эту условность как-то преодолеть  – значить вступить на путь отрицания оперы, суть которой именно в пении: оно  – могущественное средство выражения мыслей и чувств людей, изображаемых на оперной сцене. Однако если оперные персонажи – наши современники, если они такие же люди, как те, которых мы встречаем в нашей повседневной жизни, то композитору надо проявить огромный художественный такт и особенно большую интонационную чуткость; в противном случае пение современного героя будет восприниматься как нечто неестественное, получится ходульность и фальшь. И та условность, о которой идет речь, из художественно необходимой и прекрасной превратится в «оперность» дурного пошиба.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189