Создание национальной оперы

Мы знаем, каким жестоким преследованиям подвергался талантливейший композитор и музыкальный деятель Армении Комитас, вынужденный, как и некоторые другие армянские музыканты, значительную часть своей жизни провести вдали от родины. Мы знаем, как преследовали основоположника современной профессиональной музыки Азербайджана У. Гаджибекова и его музыкальных соратников, когда они еще в дореволюционные годы закладывали основу азербайджанского оперного искусства. Какие препятствия им приходилось преодолевать, каким они подвергались гонениям со стороны реакционеров, не останавливавшихся даже перед физической расправой с деятелями азербайджанского музыкального театра!

Создание национальной оперы в некоторых республиках было связано с большими трудностями. Эти республики пока еще не располагали кадрами профессиональных композиторов и музыкантов-исполнителей. Надо было воспитывать квалифицированных музыкантов. Вот почему во многих республиках первые оперы появились лишь в 30-е годы.

Особенно интенсивно развивалось оперное творчество на Украине, в Грузии и Армении. На Украине основоположником этих традиций был Лысенко, создавший еще в XIX веке украинские классические оперы.

Первая значительная украинская опера, написанная в советское время,  – «Золотой обруч» Б. Лятошинского.

Борис Николаевич Лятошинский – один из наиболее одаренных композиторов Советской Украины. Прекрасный музыкант с большим творческим кругозором, он в совершенстве владеет композиторской техникой. Ему свойственна художественная пытливость: его не удовлетворяют стандартные приемы, и он упорно ищет свежие, не банальные выразительные средства. Лятошинскому присущи творческая изобретательность, смелая фантазия. Он обращался к различным жанрам: среди его произведений  – оперы, симфонии, симфонические поэмы, сюиты, фортепианный концерт, сочинения для камерных ансамблей, фортепианные пьесы, романсы, хоры, музыка для драматического театра и кино.

Лятошинский прежде всего симфонист. Не случайно одно из лучших его сочинений  – Третья симфония (1954, вторая редакция). Она принадлежит к числу наиболее ярких достижений украинской музыки. Б. Лятошинский тяготеет к глубоким, драматически насыщенным концепциям, стремится воплощать острые жизненные конфликты.

Украинская тематика занимает в творчестве Б. Лятошинского центральное место. Он обращался к теме дружбы народов («Славянский концерт»). Ему близки образы польской поэзии: Б. Лятошинский написал симфоническую поэму «Гражина» по одноименному произведению великого польского поэта А. Мицкевича.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189