Создание творческих контактов между преподавателями специальности и фортепиано

Идеалом творческих контактов между преподавателями специальности и фортепиано могло бы стать совместное планирование и обсуждение рабочего плана по фортепиано для «общего» ученика. Дублирования произведений в рабочих планах специальности и фортепиано, которое может случиться в работе с баянистами, лучше избегать. Единичные случаи дублирования учебного репертуара допустимы, если они специально предусмотрены.

Методические установки на целевой отбор репертуара определяют и способы работы над ним. Учащийся должен получить все от произведения в процессе работы над ним. Учебное произведение становится как бы моделью, работа с которой поможет накопить знания, опыт для самостоятельного творчества в будущем. Участие педагога в работе над произведением, замечания, подсказки аппликатурного решения, рекомендации способов преодоления технических трудностей при освоении фактуры,– все должно подаваться в укрупненном виде, обобщенно, веско аргументированно, что сохранится в будущем при изучении аналогичных произведений. Следует оговорить и возможные частные исключения. Проверка усвоенного осуществляется не только при исполнении готового произведения, но и в самостоятельном выполнении задания. С этой целью может быть предложено какое-либо произведение технически менее сложное.

В силу специфики своего строения, баян располагает в сравнении с фортепиано, меньшими возможностями художественного воспроизведения фортепианной литературы. Особенно это касается тех тончайших черт звукового образа, интонационных и артикуляционных нюансов, которые реализуются с помощью свойственных только фортепиано многообразных туше. Внимание к этим средствам художественной выразительности фортепиано должно быть обостренным, необходимо стремиться на уроке к овладению различными приемами звукоизвлечения. Это не только обогатит слуховой опыт будущего исполнителя и педагога, разовьет тончайшую слуховую реакцию, но заставит по-новому, с позиций большей художественной требовательности подойти к интерпретации фортепианной литературы на баяне. Таким образом, одна из основных целей-задач обучения баяниста в классе фортепиано, общения его с педагогом-пианистом заключается в следующем: работая над фортепианным произведением, научиться предельной точности воспроизведения нотного текста, всех его деталей, определяющих стилевую характеристику, индивидуальный почерк композитора. Научиться видеть и понимать элементы художественной выразительности, присущие данному произведению как «представителю», услышать, воспроизвести их в идеальных условиях (то есть на инструменте, для которого оно написано), интонацию, дыхание, динамические нюансы и другие тончайшие черты звукового образа, его живую одухотворенную звуковую ткань. Все это необходимо для возможно более полного понимания и сохранения учащимися приобретенных в классе фортепиано навыков вживания в музыкальный образ при подготовке к исполнению фортепианных произведений на баяне.

Аналогичные задачи предстоит решать на уроке фортепиано и с учащимися других специальностей отделения народных инструментов. Обращение к примеру работы с баянистами объясняется желанием аргументированно отвергнуть, увы, бытующее сомнение в целесообразности занятий фортепиано с учащимися на баяне, поскольку они и на своем инструменте способны овладевать литературой широкого диапазона. Очевидно, что только правильное понимание цели предмета фортепиано и организация работы для ее достижения оправдывают необходимость занятий и обеспечивают их эффективность.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189