Специальная программа по фортепиано для дирижеров

Не вызывает сомнения актуальность вопроса о специальной отдельной программе по фортепиано для дирижерских факультетов, в которой нашла бы отражение многоплановость специальности дирижера-хоровика.
Педагог, которому предстоит обучать игре на фортепиано учащихся отделения хорового дирижирования, должен обладать знаниями об этой специальности как исполнительском искусстве, об особенностях профессии дирижера. Такую возможность предоставляет разнообразная богатая литература, освещающая тему: методическая, учебная, популярные издания о выдающихся дирижерах прошлого, о современных отечественных и зарубежных мастерах дирижерского искусства. Специальность дирижера сложна и ответственна, требует от музыканта наряду с высоким уровнем профессиональных знаний и умений еще и целого комплекса черт, характеризующих его как личность: организаторских способностей, сильной воли, темперамента и других, данных от природы и приобретенных как результат самовоспитания.
В эстетическом воспитании народа, подъеме уровня его музыкальной культуры наиболее результативны методы активного воздействия музыки и в первую очередь песенно-хорового творчества как самого массового и доступного. Его судьба в буквальном смысле находится в руках дирижеров-хоровиков. Организация коллективов, определение репертуарных установок (решающего фактора в формировании музыкального вкуса исполнителей и слушателей), художественный уровень интерпретации и многое другое – все это требует высокой профессиональной оснащенности, нравственной зрелости, широты кругозора дирижера. Требования к уровню подготовки хорового дирижера, выдвигаемые жизнью, с каждым годом растут.
Среди специфических требований к исполнителям для дирижерской специальности по сравнению с другими дополнительными является владение фортепиано. Неоспорима истина, что успех овладения новыми рубежами специальности в процессе учебы на дирижерско-хоровом отдалении зависит от фортепианной подготовки учащегося. Эта зависимость находит отражение в программах по предметам специального цикла. Например, в программе по методике преподавания предмета «Чтение хоровых партитур» главный принцип составления индивидуальных планов для учащихся музыкальных училищ изложен так: «соответствие требованиям программы с учетом степени владения учащимися навыками игры на фортепиано».
Задачей курса фортепиано на дирижерско-хоровом отделении является овладение основами техники интерпретации музыкальных произведений на фортепиано, что обусловлено двумя взаимосвязанными требованиями: профессиональной подготовки музыканта-хоровика с помощью фортепиано и владения фортепиано как инструментом для самостоятельной работы в будущем. С фортепиано тесно связаны все дисциплины музыкально-теоретического цикла и, в первую очередь – специальные. Курс фортепиано призван способствовать общему музыкально-эстетическому развитию учащихся, развивать музыкальное мышление, участвовать в формировании мировоззрения.
Какую одежду могут носить беременные? Конечно в первую очередь максимально удобную, а во вторую,красивую, ведь женщине в таком состоянии несомненно хочется выглядеть привлекательной. Найти красивые и удобные кофты для беременных очень сложною Однако, чем же стоит руководствоваться при выборе товаров? В большинстве случаев многие доверяют отзывам людей, которые уже покупали эту вещь.
Для дирижера фортепиано является моделью его специального инструмента – хора. Без обращения к ней не обходится процесс знакомства с хоровым произведением и работа над ним, только фортепиано предоставляет возможность воспроизвести самому всю фактуру произведения. Следует также подчеркнуть, что в условиях учебных заведений почти на всех занятиях по специальности единственным «инструментом», с помощью которого учащийся овладевает основами дирижерского мастерства, остается концертмейстер. Урок фортепиано по силе воспитательного воздействия на формирование навыков музыканта-исполнителя может конкурировать с уроком по специальности. При целенаправленном руководстве педагога в процессе обучения игре на инструменте учащийся может освоить, приобрести, развить необходимые дирижеру навыки, умения, знания:
— научиться видеть, слышать и воспроизводить нотный текст со всеми деталями;
— не только подробно изучить, познать черты стиля музыки разных периодов истории, направлений, композиторов, но и воспроизвести их;
— овладеть навыком и развить технику чтения нотного текста с листа;
— научиться транспонировать;
— развить полифоническое мышление, музыкальную память;
— закрепить основы теоретических знаний, полученных на занятиях по сольфеджио, теории, гармонии и другим дисциплинам;
— научиться аккомпанировать, играть в ансамбле;
— воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм, самостоятельность в решении художественных задач интерпретации.
Таким образом, курс фортепиано предоставляет широкие возможности учебно-воспитательного воздействия на формирование профессионального мастерства будущих дирижеров-хоровиков. Кроме названных выше, есть немало других возможностей, среди которых – обогащение знаний музыкальной литературы как в фортепианном жанре, так и в инструментальном, особенно в симфоническом, за счет произведений, изложенных в клавирах для 4-ручного исполнения.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189