Сюжет оперы «Тихий Дон»

Песенно-революционные темы пронизывают всю последнюю картину оперы «Тихий Дон», подготавливая заключительную массовую песню «От края и до края». Это музыкально-драматургическая вершина, венчающая собой все предшествующее развитие. Вот почему в опере эта песня звучит еще убедительней, сильнее, чем в концертном исполнении.

Введение в оперу массовой песни как органической части музыкальной драматургии  – новаторский прием, получивший развитие в других советских операх.

Важнейшие персонажи «Тихого Дона»  – Григорий и Аксинья. Образ Григория показан в музыке односторонне. Его вокальные монологи проникнуты чувством безысходной грусти. Композитор особенно подчеркнул тягостные переживания своего героя. В ряде сцен музыка рисует Григория как пассивно страдающую натуру. Такая характеристика во многом не соответствует образу, созданному Шолоховым, и расходится с замыслом авторов оперы, волею которых Григорий примыкает к революционному лагерю.

Аксинья  – самый удачный, законченный образ в произведении И. Дзержинского. Композитор и либреттист сохранили наиболее важные, обаятельные черты этого образа, так замечательно вылепленного Шолоховым. Любовь Аксиньи к Григорию  – любовь нежная, жгучая и властная, мучительный страх за жизнь любимого человека, отчаяние, когда приходит известие о его гибели  – все это выражено драматически яркой, волнующей музыкой.

Уже первые фразы Аксиньи, когда она незваной гостьей приходит в дом (Мелиховых, выпукло характеризуют эту сильную, волевую женщину. Хороша лирическая песня-ария Аксиньи «о долинушке». Мелодия песни настолько народна, что ее можно принять за фольклорную цитату. Наиболее же полно раскрывается этот образ в большой драматической сцене из четвертой картины. Основное достоинство сцены  – человечность, подкупающая искренность. Вспоминается Некрасов, который так вдохновенно-правдиво описывал горькую долю простой русской женщины, вспоминается также Мусоргский  – и не только потому, что одна из тем Аксиньи очень похожа на тему «Гаданья Марфы» из «Хованщины»; Мусоргским навеян и склад музыкальной речи  – жалобы, стоны Аксиньи, и некоторые образы (например, колыбельная у постели умирающего ребенка).

В сцене с Натальей трогателен эпизод, когда Аксинья подводит свою соперницу к колыбели: «Дочка, Танюша…» Солирующая виолончель ведет тему Аксиньи: тихая, трепетная мелодия так гармонично сплетается с голосами двух женщин. Это написано очень просто, но в этой простоте  – особенная значительность тех быстролетных минут, когда соперницы словно примиряются друг с другом.

И вот Аксинья читает страшное письмо о гибели мужа, а в оркестре ей вторит басовый кларнет (вспомним чтение Германом послания Лизы). Оцепенение. Потом нарастающий крик, тема Аксиньи в оркестре; тромбоны и трубы звучат здесь фатально, словно произносят приговор.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189