Сюжетная линия оперы «Алмаст»

Тягостные переживания Алмаст, мучимой тоской, тайной тревогой, выражены в ее монологе «Меня на миг потешил бой». Наиболее выразителен в нем заключительный эпизод  – воспоминание о весеннем гадании, которое сопровождается девичьей обрядовой песней «джангюлум». Гаданье это предсказало Алмаст недобрую судьбу. Очень удачно введен в этом эпизоде закулисный женский хор: он подхватывает вслед за Алмаст скорбную мелодию «джангюлум».

Песнь обольстителя-ашуга чрезвычайно своеобразна по своему строению и музыкальному языку. Оркестровое вступление, в котором главная роль принадлежит солирующей скрипке, изображает импровизацию на кеманче. Лейтмотив ашуга обрастает затейливыми пассажами. Свободно льющаяся прихотливая мелодия певца переходит в колоратурные распевы. Певец словно состязается с оркестровыми инструментами в виртуозном умении воспроизводить орнаментику вокально-инструментальных восточных импровизаций. В этой музыке действительно есть что-то завораживающее; неудивительно, что Алмаст, как зачарованная, слушает льстивые слова и щедрые посулы.

Финальная сцена второго действия  – торжественное возвращение победоносного Татула. Здесь сильнее, чем где бы то ни было, сказалось стремление Спендиарова овладеть монументальным оперным стилем. Длительное нарастание приводит к величественной оркестровой кульминации Это своего рода победный гимн.

Третье действие  – пир во дворце Татула – особенно богато сочными музыкальными красками.

Оркестровое вступление воссоздает атмосферу празднества, веселья. Здравицу Татула (небольшой вокальный монолог героико-патетического склада) сменяют лаконичные, контрастные по настроению хоры: поминовение павших в бою, полное сдержанной суровой скорби, и мужественная лихая песнь, в которой воспевается Татул и его ратные подвиги. Этот хор отмечен рельефностью простой, легко запоминающейся мелодии, энергией упругих, активных ритмов. Единственная ария Татула невелика, но воплощает наиболее важные черты внутреннего облика армянского князя. Именно здесь выражено «зерно» этого образа. Татул отвергает предложение жены «покорить весь мир»  – он не завоеватель, а защитник родины. Вместе с тем ария характеризует Татула как поэтическую натуру, передает его любование ночным небом, красотой Алмаст.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189