Таджикская оперная музыка

Основоположником таджикской оперной музыки стал композитор С. Баласанян (род. в 1902 году), автор историко-революционных опер «Восстание Восэ» и «Кузнец Кова».

В республиках росли национальные кадры композиторов, работающих в оперном жанре.

На Украине оперы, посвященные советской тематике, написали Б. Лятошинский, К. Данькевич. Опера Лятошинского «Щорс» относится к числу крупных достижений украинской музыки.

В Киеве, на одной из лучших магистралей украинской столицы – бульваре имени Шёвченко, сооружен памятник легендарному полководцу Николаю Щорсу. Трудящиеся Украины, как и все советские люди, чтут память этого замечательного человека, отдавшего жизнь во имя победы пролетарской революции.

Опера о Щорсе была заказана трем советским композиторам; серьезного внимания заслуживала только опера Лятошинского. Композитор работал над ней с огромным увлечением и даже прекратил педагогическую деятельность в Московской консерватории, чтобы иметь больше свободного времени. Либретто было написано видными украинскими писателями – поэтом М. Рыльским и драматургом И. Кочергой. Поставил оперу Киевский театр (дирижер В. Дранишников). Позже опера шла на сценах театров Одессы, Днепропетровска, Винницы.

Образ славного комдива, героя оперы, раскрывается как вокальными, так и оркестровыми средствами. Черты его внутреннего облика запечатлены в героических монологах  – «Товарищи, это не последний бой», «Наступит день, и встанет вся земля», в лирической арии «Ой, поля».

Привлекательны многие хоры, особенно эпически мощная «Песня богунцев» (ее слова были сложены бойцами Богунского полка). Это одна из лучших советских хоровых песен 30-х годов. Она пользовалась известностью не только в предвоенные годы, по и в период Великой Отечественной войны.

Зрелое мастерство композитора особенно рельефно проявилось в богатой и колоритной партии оркестра. Как и предыдущая опера Лятошинского «Золотой обруч», опера «Щорс» симфонична по своему общему музыкальному складу. Ее партитура в большой мере основана на применении системы лейтмотивов. Есть самостоятельные оркестровые эпизоды: увертюра, часто исполнявшаяся в концертах, симфоническая картина боя в первом действии.

К сожалению, либретто, при всех своих литературных достоинствах, не свободно от серьезных драматургических недостатков. Критика указывала на излишнюю хроникальность и условность, а также на банальность отдельных сцен. От этих дефектов пострадал центральный образ произведения.

Высокой оценки заслуживает лирико-драматическая опера М. Вериковского «Наймичка» («Батрачка», 1940) по одноименной поэме Шевченко. Украинские музыковеды отмечали песенность музыкального языка этой оперы и выразительность драматического речитатива, претворившего интонационный склад украинской народной речи.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189