амалкер
Мы рекомендуем
Рекомендуем недорогие копии брендовой одежды от магазина Deestil
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Театральная музыка С. Прокофьева

Симфонизм Прокофьева был долгое время связан с театральной музыкой. Последние симфонии в этом отношении автономны. Пятая симфония – одно из высших проявлений эпоса и лирики Прокофьева. В этом произведении особенно четко обозначились черты прокофьевского инструментального стиля – его типичные интонации, гармонии, ритмы. Вместе с тем Пятая симфония отличается большим размахом музыкального развития. Седьмую симфонию называли «юношеской». И действительно, она повествует о юности. Ее написал композитор, который в шестьдесят лет сохранил молодость души и сердца.

Краткую и очень верную характеристику этого произведения дал Кабалевский. «Симфония написана в четырех частях, но она сравнительно невелика по масштабам. Драматургия ее несложна, но убедительна. Она определяется соотношением двух различных по характеру сфер музыкальной образности. Первая из них ярко воплощена в побочной теме первой части, вновь возникающей в коде (заключении) финала симфонии. Это активное устремление вперед, к свету, это действенная мечта, убежденность в нерушимости прекрасных идеалов. Эта тема, равно как и некоторые другие, близкие ей по характеру, определяет оптимистическое звучание всей симфонии. Она правдиво выражает характерный для нашей молодежи ясный, мужественный и в то же время романтический взгляд на жизнь. Музыкальные образы этого типа дополняются в симфонии образами иного характера – мягкой задумчивостью и шуткой, звучащей молодо, задорно, порой, например в финале, с веселым озорством».

О юности, детстве говорят и многие другие произведения Прокофьева. Напомним его остроумную музыкальную сказку «Петя и волк». Композитор написал ряд детских фортепианных пьес. «Нет такой районной музыкальной школы в СССР, где юные пианисты не играли бы «Марш» или «Прогулку» из сборника «Детская музыка»,– отмечает И. Нестьев. К детской аудитории обращена вокально-симфоническая сюита «Зимний костер» на слова С. Маршака. Образы детства и материнства занимают центральное место в оратории «На страже мира», символизируя молодость, весну человечества. Глубоким проникновением в детскую психику отмечены хор «Кому сегодня десять лет, тот помнит ночь войны», сцена в школе («Урок русского языка»), песня «Голуби мира». Здесь всюду чувствуется прокофьевская «хватка», его выдающееся мастерство музыкальной характеристики. Так, в начале пятой части оратории (школа) мягкие мажорные гармонии валторн и радостная, оживленная мелодия флейты и фагота сразу же создают ощущение света, спокойствия, уверенности. Еще до того, как запел мальчик-солист, мы переносимся в свои детские годы, когда вот так же сидели за партами в просторной комнате, а в большие окна врывались солнце и свежий воздух. А в шестой части («Голуби мира») мотив задорной песни, легкое быстрое движение аккомпанемента, прозрачная оркестровка воссоздают атмосферу ребячьих игр, беззаботного веселья.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама