Тематика симфонических произведений

Из произведений композиторской молодежи выделилась Первая симфония Д. Шостаковича  – творческий дебют замечательного художника-симфониста. Она привлекла внимание юношеской свежестью вдохновения, необычным для столь молодого композитора уровнем мастерства. Все лучшее, что есть в этой симфонии, рождено ощущением молодости, горячей любовью к жизни. Новаторство Д. Шостаковича проявилось прежде всего в том, что он сумел передать дух современности, нашей кипучей жизни, устремленной вперед, к светлому будущему.

Многие симфонические произведения тех лет не были связаны с тематикой советской эпохи. Далеко еще не все композиторы осознали, что создание произведений, отображающих нашу борьбу за социализм, есть первейший долг каждого советского художника. Надо отметить инициативу некоторых композиторов, написавших произведения, по своему замыслу связанные с историческими событиями тех лет, с революционными датами. К этим темам обратились видные композиторы старшего поколения: М. Ипполитов-Иванов написал небольшую кантату «Гимн труду», А. Крейн  – «Траурную оду» памяти, М. Гнесин  – «Симфонический монумент».

Поворот части композиторов к образам советской революционной действительности и нашего революционного прошлого означал определенный сдвиг, преодоление аполитичности, оторванности от жизни. Но тут вставала очень важная творческая проблема: какими музыкальными средствами, какими приемами воплощать новые образы? Говоря иначе, вставала проблема творческого метода, стиля. Правильно решить ее многим композиторам было еще не под силу. В результате появились произведения, в которых возникало противоречие между советской тематикой и средствами ее воплощения.

Характерный в этом смысле пример  – сочинение А. Крейна «Траурная ода». Композитор стремился передать мысли и чувства, вызванные смертью вождя революции, насытить свою музыку трагедийностью и героикой. Он достиг известных художественных результатов. В «Траурной оде» ощущается значительность, серьезность замысла. Величественно-суровые образы траурного шествия сменяются патетическим звучанием «Интернационала»  – его мелодия получает симфоническое развитие. И все же музыкальный язык «Оды» во многом противоречит ее содержанию. А. Крейн сохранил приверженность к изысканно-диссонансным статичным гармониям в духе позднего Скрябина (грузность и перенасыщенность гармонии проявилась и в других его сочинениях, например в Первой симфонии и фортепианной сонате). Он широко пользуется импрессионистской игрой музыкальных красок (тревожно вибрирующие, мерцающие звучности). Эта средства не в состоянии выразить то содержание, которое хотел воплотить композитор.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189