Творческая деятельность советских композиторов в жанре концерта в 1930-х годах

Сюита Щербачева из музыки к фильму «Гроза» (по Островскому) насыщена интонациями волжских песен, частушек, русских романсов начала XIX века. Есть здесь и мотив шарманки («Судьба играет человеком»), приобретающий волжскую широту, раздельность, и остроумная имитация балалаек («Гулянка»), Простота музыкальной речи сочетается с большой творческой изобретательностью, особенно проявившейся в мастерской оркестровке. Некоторые части сюиты  – это оркестровые миниатюры («Варвара и Кудряш», «Гулянка», «Сентиментальный романс» для кларнета с сопровождением арфы). Лаконичность музыкального изложения не помешала В. Щербачеву затронуть основную тему драмы Островского – «Луч света в темном царстве». Эта тема намечается в сопоставлении некоторых частей сюиты. Широкими мазками нарисовал композитор картину шумного купеческого пира, в сатирических тонах изобразил толстосумов-купцов, степенно разгуливающих по бульвару провинциального города. «Темному царству» противопоставлена одухотворенная мелодия Катерины. Основной конфликт драмы Островского особенно сильно выражен в финале сюиты. Душевные терзания Кати Кабановой, эпизод в церкви (из фильма), гроза  – все это передано музыкой, исполненной глубокого трагизма. Трепетный лейтмотив героини сталкивается со зловещим, мрачным хоралом.

Оживилась творческая деятельность советских композиторов в жанре концерта для инструмента соло с оркестром. Это обстоятельство связано с успехами наших молодых музыкантов-исполнителей. Именно на них ориентировались многие композиторы, создавая инструментальные концерты. Первыми исполнителями лучших произведений этого рода были пианист Л. Оборин, скрипач Д. Ойстрах, виолончелист С. Кнушевицкий и другие.

Наиболее удачные инструментальные концерты 30-х годов сочетают значительность содержания, симфоничность музыкально-образного строя с яркой, богатой виртуозностью. Особенно большой успех имели концерты Хачатуряна. Крупными достоинствами обладают Второй скрипичный концерт Прокофьева, скрипичный концерт Мясковского, Второй фортепианный концерт Кабалевского. Появились концерты, написанные для инструментов, которые ранее очень ограниченно использовались в данном жанре. Назовем концерты для арфы Глиэра и Мосолова. Выдающийся интерес представляет концерт Василенко для балалайки и симфонического оркестра; его первым исполнителем был талантливый виртуоз-балалаечник Н. Осипов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189