Творчество А. Баланчивадзе

Симфонический жанр продолжал привлекать А. Баланчивадзе. Его перу принадлежат Второй и Третий фортепианные концерты, две симфонии, популярное симфоническое интермеццо «Озеро Рица» из оперы «Мрия» и другие программные оркестровые пьесы.

Профессор Тбилисской консерватории, Баланчивадзе воспитал ряд талантливых композиторов Грузии, в том числе Р. Лагидзе, А.           Чимакадзе, А. Шаверзашвили, Б. Квернадзе. Много сил отдает Андрей Мелитонович общественной деятельности: он был председателем грузинского Союза композиторов, художественным руководителем симфонического оркестра Грузинской филармонии.

Над своим первым балетом молодой композитор работал в содружестве с балетмейстером Вахтангом Чабукиани. А. Баланчивадзе, В. Чабукиани и поэт Г. Леонидзе совместно составили либретто. Балет шел на сценах театров Тбилиси (1936, первая редакция), Ленинграда, Киева, Харькова, Днепропетровска, Саратова, Ташкента, Ашхабада. Успех произведения был велик как в музыкальных кругах, так и среди широкой публики. Высоко оценили балет Д. Шостакович и Г. Уланова.

Подобно многим другим операм и балетам 30-х годов, «Сердце гор» раскрывает тему борьбы народных масс против феодализма. Другая драматическая линия произведения  – любовь его героев, знатной девушки Маниже и охотника Джарджи. Балет сочетает героику и лирику. Попутно заметим, что и в других произведениях Баланчивадзе героические и лирические образы получили особенно яркое воплощение.

Музыка балета симфонична. Применяя традиционные балетные формы, композитор обновляет их, используя богатства грузинского народного музыкального искусства. «В балете Баланчивадзе грузинский танец играет такую же роль, как грузинская песня в операх З. Палиашвили»,  – пишет музыковед Г. Орджоникидзе. Помимо песенных мелодий, композитор использовал национальные танцы хоруми, перхули, сачидао и другие. Один из танцев (самая) воспроизводит хореографический рисунок, запечатленный на древней фреске кафедрального собора в Мцхете, а музыка основана на ритме стихотворной надписи под фреской. Музыкальное развитие балета построено на лейтмотивах. Одна из лейттем  – мелодия народной песни «Я старец, не убивай меня»; она выражает страдания народа.

В последующие годы балетное искусство Грузии развивается все более интенсивно. К балетному жанру обращаются Г. Киладзе, Д. Торадзе, А. Мачавариани. Новые выдающиеся грузинские балеты относятся к послевоенному времени.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189