Творчество А. Катальского

А. Кастальский создал ряд новых хоровых произведений. Наибольший художественный интерес представляют его мастерские обработки народных песен и оригинальные хоры, в которых сказывается близость к русскому народному многоголосию. Композитор настойчиво стремился насытить свое творчество современной революционной тематикой. Он сделал первую симфоническую оркестровку «Интернационала», писал революционные хоры, песни, гимны («Пролетариату», «Первомайский гимн», «Стенька Разин», «Красная Русь», «Памяти Ленина», «Гимн труду», «Поезд»).

Всероссийская сельскохозяйственная выставка побудила композитора написать цикл («Сельские работы в народных песнях» для хора и оркестра народных инструментов. Цикл состоит из семи частей  – «Посев», «Сенокос», «На пашне», «Жито», «Лен», «Жатва», «Дожинки». Это одна из первых в советской музыке попыток воплотить образы трудовой крестьянской жизни.

Кастальский не маг преодолеть известной ограниченности, сказавшейся в его творческой и научной деятельности. Ориентируясь исключительно на крестьянский песенный фольклор, он не вполне осознавал значение песенной культуры города. Воюя против схоластики и рутины, он порою недооценивал классическое профессиональное творчество. Здесь сказывалось также воздействие ошибочных пролеткультовских теорий (Кастальский принимал участие в работе Пролеткульта).

Критика уязвимых сторон воззрений и творчества Кастальского не умаляет его больших заслуг перед советским музыкальным искусством.

Помимо Кастальского, и другие композиторы создавали в те годы произведения для хора (без сопровождения), в основе которых лежали русские народные песни. Много работал в этой области А. Александров. Большое значение имели два вокальных цикла Г. Лобачева: «Народные песни для хора с сопровождением домр или фортепиано» и «Десять русских песен для голоса и квартета домр». Помимо старинных песен, композитор обработал «Песню крестьянки», созданную в советское время и записанную известной народной певицей О. Ковалевой (это один из первых примеров обращения советских композиторов к новому послеоктябрьскому фольклору).

Среди сольных концертных обработок выделились обработки А. Гедике для голоса с сопровождением трио (фортепиано, скрипка, виолончель) и С. Василенко; им, в частности, обработана чудесная русская песня «Отставала лебедушка»; многие ее знают и любят.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189