Творчество А. Хачатуряна

Вторая половина 30-х годов – время расцвета творчества А. Хачатуряна. Он пишет фортепианный концерт, скрипичный концерт, симфоническую Поэму о Сталине, для оркестра и хора, балет «Счастье», на основе которого впоследствии возник балет «Гаянэ».

В разделе о симфонической музыке 30-х годов мы отмечали, что Хачатурян раскрыл тему счастливой, солнечной жизни, завоеванной советским народом. И фортепианный и скрипичный концерты – царство света, ничем не омраченной радости. В них решительно отсутствуют такие чувства, как скорбь, тоска, меланхолия, не говоря уже о трагизме. Пафос жизнелюбия насыщает и симфоническую поэму. Музыка Хачатуряна покорила слушателей богатством творческой фантазии, силой художественного темперамента, обилием сочных красок. Есть что-то рубенсовское в колоритности названных произведений. Композитору присуща творческая щедрость; его никогда нельзя упрекнуть в том, что он пишет бледно, бесцветно.

Национальный характер музыки Хачатуряна сказался не только в мелодической основе его симфонии, концертов, балета, но и в приемах изложения музыкальных мыслей, в симфоническом развитии, разнообразной, причудливой ритмике, оркестровке.

Один из ярчайших образцов стиля Хачатуряна – главная тема его фортепианного концерта. Здесь слились патетическая мелодия, танцевальные ритмы, лучезарный тембр высокого регистра фортепиано. Эта ликующая музыка определяет общий эмоциональный строй произведения.

Очень хороши в концерте лирические образы. Вторая часть привлекает сочетанием страстности и целомудренной возвышенности. Вступительная тема, так красиво звучащая у басового кларнета, одна из наиболее глубоких, вдохновенных мыслей в творчестве Хачатуряна. Это спокойное светлое раздумье, когда красоты природы, воспоминание о любимой возвышают душу, очищают, облагораживают ее. Следующая далее мелодия представляет собой искусную переработку армянской народной песни. Постепенно она наполняется жгучей, всепоглощающей страстью, нарастает, как море во время прилива. От спокойной задумчивости к могучему стихийному порыву – таков путь развития этой части концерта.

Финал во многом продолжает традицию народно-танцевальных блестящих финалов. Стремительное движение чередуется с лирико-патетическими фрагментами. Ликующая тема из первой части завершает произведение.

Хачатурян тяготеет к виртуозному стилю, стремится использовать «до дна» богатейшие виртуозные возможности фортепиано. Ему не по сердцу фортепианная «графика» или «акварельность». Он предпочитает сочные, красочные мазки. В его концерте нашли широкое применение разнообразные приемы фортепианной фактуры, фортепианной виртуозности. Тут и октавные пассажи, и многозвучное аккордовое письмо, токкатно-этюдная фактура, кружево хрупких, хрустальных фигураций.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189