Творчество Б. А. Мокроусова

Автор героической баллады «Заветный камень» – Б. А. Мокроусов написал много лирических любовных песен. Их популярность очень велика. Подобно Блантеру, Мокроусов находит мелодические бытовые обороты, близкие, родные широким массам. «Это наша песня», «как будто народ сочинил»,– так говорят о его мелодиях. Они очень тесно связаны с народной песенной лирикой, в частности с волжским фольклором. Мокроусов был одним из главных зачинателей «мирной» лирической песни послевоенных лет. Еще в 1947 году появилась сразу всем понравившаяся песня «Одинокая гармонь» (слова Исаковского) – такая простая и поэтичная. Она заняла достойное место среди русских песен-вальсов задумчиво-медленного склада.

Порой творчество Б. А. Мокроусова вызывало споры, разноречивые оценки. Спорили, например, о песнях «На лавочке» («Костры горят далекие»), «Мы с тобою не дружили». Они не принадлежат к лучшим достижениям наших композиторов; но этим произведениям нельзя отказать в мелодической свежести и привлекательности.

У Мокроусова бывали творческие ошибки, порою достаточно серьезные. И он отклонялся от верного пути в сторону сомнительной доступности, угождая музыкально отсталым вкусам.

К сожалению, отряд композиторов-песенников мало пополнялся свежими силами. Из более молодых авторов песен надо назвать Туликова, Островского (его песня «Комсомольцы – беспокойные сердца» была сразу подхвачена всей нашей молодежью). Обращался к песенному жанру К. Молчанов, автор опер «Каменный цветок», «Заря», «Улица дель Корно». Его лучшая песня – «Вот солдаты идут» (слова М. Львовского). Она своеобразна по своему музыкальному складу. Композитор воспользовался некоторыми джазовыми приемами. Он передал и четкий солдатский шаг, и поэтическое ощущение опаленной войною степи, и неиспепелимую мечту – пройти через огонь военной страды и вернуться домой, к близким людям. В песне есть черты эстрадности, она эффектна и вместе с тем проникнута глубоким настроением.

Много песен опубликовала Л. Лядова, известная первоначально как эстрадная певица. Среди них есть удачные, но есть также примеры явного примитивизма.

Выдвинулись песенные композиторы русских городов – К. Массалитинов, руководитель Воронежского народного хора, «певец Сибири» В. Левашев. Из песен, созданных композиторами республик, укажем на великолепный песенный марш А. Бабаджаняна «Дружбы знамена выше!» (слова Д. Седых). Его мелодия развивается на протяжении многих тактов, без повторений и без слабых мест. Мелодический накал не остывает от начала и до конца (добиться этого не просто). Припев – темпераментный, горячий, с красивым лирическим «смягчением» на словах «радостно песни поются».

Всесоюзное значение приобрели песни Платона Майбороды (Украина) о героях социалистического труда: «Про Марию Лысенко», «Про Олену Хобту», «Про Марка Озерного». О доблестных тружениках советской земли поется в песнях украинских композиторов Г. Веревки, И. Колессы, в хорах А. Кос-Анатольского.

Мы рассмотрели музыкальное творчество первых послевоенных лет. Прежде чем перейти к заключительной, обобщающей теме – советская музыка в период развернутого строительства коммунизма,– надо остановиться на творчестве Прокофьева и Шостаковича. Нам много раз приходилось касаться их творческой деятельности. Теперь мы подведем итоги и проследим творческий путь этих мастеров.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189