Творчество композитора А. Давиденко

Творчество Давиденко приобрело значительную известность не только в СССР, но и за рубежом. Его песни издавались (нередко подпольно) в Америке, Франции, Германии, Японии и других странах.

Лучшим песням Давиденко присущ боевой, мобилизующий характер, они звучат мужественно, активно; вместе с тем в них есть лирико-романтическая струя, которой так недоставало.

Занятия с Кастальским воспитали у Давиденко любовь к народно-хоровому искусству, понимание его интонационной многоголосной природы. В своем творчестве он не только пользовался материалом песенного фольклора, но и находил плодотворные пути художественной переработки этого материала. Давиденко почувствовал плодотворность соединения интонационно-стилевых элементов различного происхождения. Его песни  – сплав интонаций казачьего фольклора, интонаций украинских народных мелодий, ритмов и оборотов песен революции и гражданской войны. Придерживаясь очень простых, элементарных песенных форм, А. Давиденко умел несколькими штрихами обострить тот или иной оборот мелодии, придать ему особенную рельефность.

Черты песенного стиля А. Давиденко отчетливо выражены в его известной песне «Конница Буденного» на слова Н. Асеева. В запеве  – степной простор, дыхание горячего степного ветра. Припев  – энергичный, боевой, с звонкими подголосками.

Молодой композитор создал несколько самобытных талантливых песен, которые сыграли большую роль в развитии советского песенного искусства. И все же он не избежал влияния рапмовских схем и штампов, они сказались в некоторых его песнях примитивно-агитационного склада.

Перу Давиденко принадлежат также сольные вокальные произведения («Мать» на слова И. Уткина и другие), предназначенные для концертного исполнения. Но в этой области композитор не смог достичь значительных художественных результатов.

Больший интерес представляют его хоры: «Бурлаки» (слова Некрасова), «Море яростно стонало» (обработка старой революционной песни) и особенно  – «На десятой версте» и «Улица волнуется».

Хор «На десятой версте»  – поэма скорби и гнева: рабочие-революционеры, придя на могилу, оде погребены жертвы «кровавого воскресенья», клянутся отомстить за погибших. Хор «Улица волнуется» рисует картины стихийной революционной демонстрации в феврале 1917 года. Оба произведения  – хоровые сцены, они могли быть написаны для оперы, в которой народ  – главное действующее лицо. Слушая их, как бы видишь народную массу, то охваченную скорбью, взывающую к мести, то бурно ликующую, полную стихийного революционного порыва.

А. Давиденко достиг большой конкретности музыкальных образов прежде всего потому, что умело использовал темы и интонации революционных, бытовых, солдатских песен и частушек. Композитор умело развил тематический материал, широко применив полифонические средства.

Хоры А. Давиденко сохраняют свое значение как примеры глубоко демократического, проникнутого революционной страстностью искусства.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189