Творчество Мясковского на рубеже 20–30-х годов

На рубеже 20–30-х годов в творчестве Н. Я. Мясковского происходят глубокие изменения. Чуткий и вдумчивый художник, он не мог не осознать исторического значения тех общественных процессов, которые происходили тогда в нашей стране. Мясковский стремился выйти из узкого круга сугубо личных переживаний. Его, как композитора, все больше и больше привлекали образы народа, строящего новую жизнь. Он обращается к наиболее массовым музыкальным жанрам, пишет песни, марши. В Двенадцатой симфонии композитор попытался отобразить рождение новой, колхозной деревни. Далеко не все удалось ему здесь. Н все же это произведение было для него большим шагом вперед. Как и в финале Пятой симфонии, но уже на новой идейной основе, он запечатлел коллективное, организованное начало. Его музыкальный язык стал демократичнее; в нем отчетливо обозначилась связь не только с русским крестьянским мелосом, но и с оборотами советских массовых песен, маршей.

Двенадцатая симфония явилась подступом к ряду выдающихся произведений, написанных Мясковским во второй половине 30-х годов. Его Пятнадцатая, Шестнадцатая, Восемнадцатая, Двадцать первая симфонии возникли как результат сложного процесса преодоления субъективных трагических идей и эмоций, выраженных композитором в ряде его старых произведений. Мироощущение Мясковского становится оптимистическим. После долгих поисков он находит внутреннюю «точку опоры»; его музыка наполняется жизненной силой.

Тема – личность и народ – по-прежнему имеет ведущее значение в творчестве нашего замечательного симфониста. Но теперь он решает ее не так, как в Шестой симфонии. Личные переживания композитора не противостоят народно-массовым образам и картинам, а гармонически сочетаются с ними.

Как и в прежние годы, Мясковский пишет симфонии, которые можно назвать лирико-психологическими драмами. Эта линия его симфонизма продолжена Пятнадцатой и Двадцать первой симфониями. Линия эпическая выражена в Шестнадцатой и Восемнадцатой симфониях.

Изменилось содержание творчества Мясковского, изменился и его стиль. Он стал яснее, прозрачнее, доступней. Композитор отказывается от «угловатых», подчеркнуто резких оборотов, мелодий, его темам, в большей мере, чем раньше, свойственна певучесть, песенность. Прояснился и гармонический язык, освободившийся от некоторой «вязкости», тяжеловесности, сказавшихся в произведениях 10-х и 20-х годов.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189