Творчество С. С. Прокофьева

Среди ранних прокофьевских сочинений есть поэма для голоса и фортепиано «Гадкий утенок». Композитор воплотил в звуках чудесную сказку Андерсена об уродливом, всеми гонимом «утенке», который подрос и стал прекрасным лебедем. «Это он про себя написал», – сказал о Прокофьеве Горький, слушая его вокальную поэму.

Сильные стороны прокофьевского творчества тех лет – душевное здоровье, оптимизм и какая-то первозданная свежесть. Его насквозь земное искусство противостояло символистской мистике и салонной утонченности импрессионизма. Большое место занимал в нем юмор – часто беззлобный, иногда колючий, с оттенком язвительной иронии. Прокофьев отмечал, что после ленинградской премьеры «Трех апельсинов» критики старались установить, над кем смеется композитор – «над публикой, над Гоцци, над оперной формой или над не умеющими смеяться. Находили в «Апельсинах» и смешок, и вызов, и гротеск, между тем как я просто сочинил веселый спектакль». Юмористическая линия прокофьевской музыки проявилась также в балете «Сказка про шута», в фортепианных пьесах (например, в цикле «Мимолетности»),

У С. С. Прокофьева было также тяготение к образам подчеркнуто драматическим, полным нервной экспрессии и внутренней динамики. С этой стороной его художественной натуры связаны оперы «Игрок», «Огненный ангел» (по одноименному роману В. Брюсова), фортепианные пьесы «Сарказмы». В «Огненном ангеле» воскресают мрачные видения средневековья.

Героиня оперы Рената подвержена религиозно-мистическим кошмарам; ее заточили в монастырь, и тогда бесовское наваждение заразило всех монахинь. Однако такого рода болезненные образы и настроения не характерны для прокофьевского творчества, и если они и возникали, то лишь в зарубежный период деятельности композитора. Прокофьев отдал также дань модернистскому культу «варварства», первобытной грубой силы. Одно из выражений этого культа – балет И. Стравинского «Весна священная». С этим балетом можно сопоставить «Скифскую сюиту» С. Прокофьева. Ее музыка полна до краев необузданно дикой стихийности. «Скифская сюита» написана для огромного оркестрового состава и отличается усложненностью тяжеловесных, «глыбистых» звучаний.

Наряду с вызывающе дерзкими произведениями, отмеченными печатью мальчишеского «озорства», наряду с «варварскими» партитурами «Скифской сюиты», кантаты «Семеро их» (слова К. Бальмонта), Прокофьев создавал лирические, глубоко человечные произведения. В душе композитора был огромный запас теплых, искренних чувств, подлинной поэзии, но, к сожалению, он не слишком часто черпал из этого источника. Лирика – одна из самых перспективных сторон раннего прокофьевского творчества. Именно в этой области наиболее отчетливо обнаруживались его национальные черты: душевная простота, сердечность, русская напевность мелодии. Лирическое раздумье в сочетании с волевыми, мужественными эмоциями насыщает лучшие фортепианные сонаты Прокофьева – Вторую, Третью, Четвертую, Третий фортепианный и Первый скрипичный концерты. Тонкой поэзией овеяны его лирические пьесы – «Сказки старой бабушки». Это один из шедевров мировой фортепианной литературы.

«В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе, и, непоощренная, она развивалась медленно. Зато в дальнейшем я обращал на нее все больше и больше внимания»,– вспоминал композитор.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189