Творчество Ш. Мшвелидзе

Ш. Мшвелидзе (род. в 1904 году) принадлежит к числу наиболее значительных композиторов Советской Грузии. Как и Киладзе, он учился у С. Бархударяна и В. Щербачева (кроме того, у М. Багриновского). Ш. Мшвелидзе  – профессор Тбилисской консерватории, участник и руководитель ряда фольклорных экспедиций. «Я записал большое количество песен абхазских, мингрельских, имеретинских и т. д.,  – вспоминает композитор,  – то есть я объездил и обошел все районы Грузии».

В своем творчестве Ш. Мшвелидзе с особенной точностью передает интонационно-ладовые черты грузинской народной музыки, характер народного многоголосия. Он развивает древние традиции народного музицирования, традиции, которые переходят из века в век, сохраняя свою национальную самобытность. Композитор написал оперу «Сказание о Тариэле» по поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, ораторию «Кавкасиони» («Кавказ») о героической обороне Кавказа в период Великой Отечественной войны, три симфонии, симфоническую поэму «Миндия» по поэме Важа Пшавела «Змееед», хоры, романсы, музыку к ряду спектаклей и фильмов.

Большим событием в истории грузинской музыки явилась симфоническая поэма Ш. Мшвелидзе «Звиадаури». Она навеяна поэмой Важа Пшавела «Хозяин и гость». Герои этого произведения  – кистинец (ингуш) Джокола и хевсур Звиадаури. Они хотели быть друзьями, и оба погибли, став жертвой национальной вражды. Произведение Ш. Мшвелидзе состоит из четырех частей. Первая часть рисует встречу Джокола и Звиадаури; вторая часть  – «Чонгури»  – раскрывает основной конфликт, — столкновение враждебных сил; третья часть  – «Гибель Звиадаури»  – окрашена в героико-трагические тона. Финал поэмы утверждает грядущее торжество дружбы народов, которая победит вражду, фанатизм и предрассудки.

Положительные качества произведений Г. Киладзе и Ш. Мшвелидзе  – национальная самобытность музыки, богатство и выразительность тематического материала, гармонии, колоритное звучание оркестра. Вместе с тем в этих поэмах ощущается рыхлость, недостаточная организованность формы. Проблема соединения национального стиля, выросшего из народного музицирования, с формами современного симфонического мышления вставала перед композиторами ряда советских республик. Решить эту проблему было не легко не только грузинским, но и многим другим композиторам-симфонистам. На первых порах не удавалось достигнуть полного синтеза элементов народной импровизационной и симфонической логики развития.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189