Творчество Ю. Шапорина

В первые послереволюционные годы Ю. Шапорин работал вместе с А. Блоком  – он был тогда председателем театрального управления. Это знакомство не прошло бесследно для творческой деятельности композитора. Еще при жизни поэта возник замысел Ю. Шапорина написать музыку на стихи А. Блока о Куликовом поле. С блоковской поэзией связана и значительная часть шапоринских романсов.

В 1932 году композитор закончил симфонию для оркестра и хора. Она навеяна Великой Октябрьской революцией и событиями гражданской войны. Это первое историко-эпическое музыкальное полотно, созданное Ю. Шапориным.

Композитор переехал из Ленинграда в Клин, а затем в Москву. С 1939 года он профессор Московской консерватории. В том же году Ю. Шапорин завершил свое лучшее сочинение – «На поле Куликовом». В ней отображена великая борьба народа с фашистскими захватчиками.

На протяжении многих лет композитор работал над оперой «Декабристы». Первоначально он писал оперу «Полина Гебль» (либретто А. Толстого и П. Щеголева), в которой восстание декабристов должно было служить фоном для лирико-романтического сюжета. Позднее Шапорин решил выдвинуть на первый план исторические события, связанные с декабристским заговором против самодержавия. Опера «Декабристы» (либретто В. Рождественского по мотивам А. Толстого) была завершена в 1953 году и поставлена Большим театром.

, Много и успешно работал Шапорин в жанре романса. В 30-е годы он написал превосходные романсы на слова Пушкина. Романс «Заклинание» получил такую же известность, как и многие классические образцы камерной вокальной лирики. Вокальный цикл Шапорина «Далекая юность»  – одно из лучших музыкальных воплощений стихов А. Блока.

В годы войны композитор создал цикл элегий на слова русских поэтов. Он обращался также к стихам С. Щипачева, А. Суркова. Шапориным сделаны мастерские обработки русских народных песен (одна из них – «Бурлацкая» была сообщена композитору М. Горьким).

Как в пушкинских, так и в блоковских романсах господствует мелодия, классически ясная и глубоко вокальная по своей природе. Она гибко следует за литературным текстом, передавая не только все оттенки его внутреннего содержания, но также поэтическую форму (композицию, ритмическое строение, перекличку рифм). Партия фортепиано широко разработана; она часто включает и колоритные фигурации (фон), и самостоятельные мелодические голоса. Совокупность разнообразных выразительных средств создает законченный музыкальный образ. Он верно и с большой эмоциональной силой передает поэтический строй стихотворения, его психологическую атмосферу.


Посмотреть предыдущие новости:

Оставить комментарий

Реклама


Warning: require_once(/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/home/p4767/www/rusymphony.ru//setlinks_b4a1a/slsimple.php' (include_path='.:/usr/local/php56/lib/php') in /home/p4767/www/rusymphony.ru/wp-content/themes/Musik/single.php on line 189